Москва и Московская область могут стать пилотными регионами для проведения эксперимента по онлайн-торговле отечественным вином. С идеей продавать алкоголь через сайт «Почты России» выступило Министерство финансов, инициативу поддержали в Минпромторге. Предполагается, что эксперимент продлится с 1 ноября 2023 года до 31 июля 2026-го. Он поможет правительству оценить целесообразность отмены действующего запрета. Какие подводные камни и встречные течения в кабмине не дают эксперименту состояться, разбиралась «Сфера».
Попытки легализации
В России продавать алкоголь дистанционно запрещено с 2007 года. Наложить мораторий на запрет пытались неоднократно. Пять лет назад Минфин разработал законопроект, по которому онлайн-торговля спиртным должна была начаться уже в 2020 году, но инициатива так и не была реализована.
С предложением протестировать дистанционную продажу алкоголя на компаниях с оптовой или производственной алкогольной лицензией в том же году в Минпромторг обращался бизнес, в частности ассоциация компаний интернет торговли, объединяющая Wildberries, «М.Видео», Ozon, «Утконос» и др. Идея какое-то время обсуждалась, но так и не была воплощена в жизнь. Ускорить легализацию онлайн-торговли предприниматели просили и в период пандемии коронавируса.
В апреле 2021 года историей заинтересовался президент РФ Владимир Путин, поручив правительству запустить «эксперимент по прямым поставкам российского вина от изготовителей до потребителей, в том числе путем заказа через онлайн-ресурсы АО «Почта России»». Соответствующий законопроект был разработан и опубликован на сайте Минфина в августе того же года.
Согласно документу, проходить эксперимент должен был с 31 марта 2022 года по декабрь 2024 года. Но как пишут «Известия», завершающие стадии согласования перед внесением в Госдуму сейчас проходит другой вариант законопроекта, по которому сроки запуска сместились на 1 ноября 2023, а окончание — на 31 июля 2026-го.
Принцип работы
Согласно законопроекту Минфина от 11.08.2021, в эксперименте примут участие продавцы (производители вина), покупатели (совершеннолетние граждане), АО «Почта России» (площадка для продажи и хранения товара) и федеральные органы по регулированию, контролю и надзору.
В тексте не указано, кто именно будет выполнять регулятивную и надзорную функции, но, вероятно, этим займутся Министерство сельского хозяйства и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
По словам президента международной коллегии адвокатов города Москвы «Почуев, Зельгин и Партнеры» Александра Почуева, формулировка используется в таком виде, чтобы в случае перераспределения полномочий между органами исполнительной власти, или упразднения соответствующих органов, не возникала необходимость вносить изменения в текст федерального закона.
Принцип работы эксперимента довольно прост. Производители, имеющие лицензию на создание, хранение и поставку алкогольной продукции заключают договор с АО «Почта России», которая, в свою очередь, размещает информацию об их товаре на своем сайте, осуществляет хранение, продажу и доставку вина конечному потребителю.
При этом в законопроекте уточняется, что хранить вино на своих складах «Почта России» может без получения соответствующей лицензии.
Заказать вино покупатель может на сайте «Почты России», забрать — в ближайшем отделении или через курьера, но только через 24 часа после и при наличии паспорта. Такой временной зазор должен помочь наладить логистические цепочки между производителем и площадкой для продажи, считают в Минфине.
Большинство против
Главными противниками эксперимента по онлайн-продаже алкоголя выступают Министерство внутренних дел и Министерство здравоохранения. Оба ведомства выдвигают вполне обоснованные аргументы. Продолжение читайте на страницах правового портала "Сфера".