Продолжим сказочную подготовку к Новому году и снова навестим лесную старушку. Но сегодня нас интересует не ступа, а избушка – шагающий дом на куриных ногах.
Откуда вообще взялась избушка?
Мрачную избушку посреди глухого леса принято соотносить с границей мира живых и мертвых. Объясняется это просто. Погребальные ритуалы наших предков очень разнятся, но среди них выделяется особый способ погребения умерших с использованием домовины.
Иногда небольшие домики возводили над могилой усопшего. В этом случае избушка служила чем-то вроде поминальной часовни, куда приносили еду и «нужные» покойнику вещи.
Кроме того исследователям удалось обнаружить избушки-«домовины», небольшие двускатные постройки, где хранили прах умерших. Однажды в такой избе нашли около 20 глиняных сосудов с сожженными останками. Видимо, домовина служила семейной усыпальницей.
Подобный похоронный обычай просуществовал у отдельных славянских народов вплоть до IX века. Отсюда же и пошло название «курные» ножки. Согласно исследованиям фольклориста Александры Барковой обязательным элементом этого похоронного ритуала было окуривание постройки. И только со временем название «курные» трансформировалось в «курьи» или «куриные». Хотя изначально никакого отношения к курам не имело.
Еще одно упоминание о домовине можно найти в предании о боярине Кучке. Князь Даниил, спасаясь от некогда пригретых им боярских детей, укрылся в лесу на берегу Оки. «Влез в сруб, где был похоронен мертвец, и заснул в срубе, забыв страх «от мертвого». Здесь уже говорится не о прахе, а о полноценном погребении.
Реже такие избушки использовали в качестве временного пристанища покойников. Умерших в зимнюю пору бродяг, разбойников и других асоциальных элементов для которых не нашлось заготовленной с осени могилы, складывали в небольших домиках и оставляли до весны. Тела смерзались и сохранялись до оттепели.
Все перечисленные домовины обязательно ставились на пеньках, а не строились на фундаменте, как обычные дома. Это было куда проще, да и высота «ног» служила надежной защитой от хищников.
Амбары
По этому же принципу на Русском Севере строили амбары и лабазы. До сих пор по берегам рек можно увидеть многочисленные избушки без окон, но зато стоящие на высоких столбах. Это спасало запасы от подтопления, а лабаз, построенный в лесу, еще и служил хорошим укрытием от хищников. Кстати, лесные постройки до сих пор стараются устроить повыше, например, на деревьях.
Сказочная изба
Мрачная домовина нашла отражение в народном фольклоре, превратившись в избушку Бабы Яги. Вопреки расхожему мнению изба на куриных ногах была не живой и не мертвой, а просто заколдованной. Так что вопросы, а как она ест, а как она спит, отпадают сами собой.
Согласно текстам разных сказок домик Яги стоит то на опушке темного леса, то в самой его чаще, а значит, ноги нужны были не только для вращения постройки «к лесу задом», но и для быстрой смены локации. Когда жительство Бабы Яги переставало быть уединенным, а количество посещавших его добрых молодцев и богатырей превышало бабушкино терпение, избушка просто отправлялась на поиски более подходящего места.
Walking House
Многие жители мегаполисов и сегодня не отказались бы от такой избушки. Возможность путешествовать, не выходя из дома. Каждое утро – новый вид за окном. Выбор наиболее экологичного района для проживания и общая мобильность.
И такие избушки есть. Ходят без всякого волшебства и магии.
Самый знаменитый пример – шагающий дом от датской студии архитектуры N55. Постройка для поклонников кочевой жизни состоит всего из одной комнаты и двигается на шести ногах со средней скоростью 100 м/ч. От назойливого царевича не скроешься, но опыт медитативного путешествия получить можно. В каждый шагающий дом помещается до четырех человек, так что путешествовать можно всей семьей.