Захватывающую и вместе с тем трогательную историю о приключениях животных на берегу Реки и под сенью Леса написал лондонский банковский служащий. «Та часть моего мозга, которой я пользовался от четырех до семи, так никогда и не изменилась!» — говорил о себе Кэннет Грэм. И сердце его осталось в полях и лугах Кукхем-Дина, где он жил ребенком в большом деревенском доме бабушки.
Сказочная повесть «Ветер в ивах» в 1908 году была встречена издателями без энтузиазма. К тому времени у Кэннета Грэма сложилась репутация блестящего эссеиста, автора изящных миниатюр о детях, а тут вдруг история об антропоморфных животных. В начале XX века были популярны реалистичные рассказы о животных Эрнеста Сетон-Томпсона, животные Грэма жили в уютных домиках и ездили на автомобилях. В книге пытались увидеть сатиру на современное общество. «Не кажется ли Вам, что Метуен (издатель книги. — Н. Д.) в предуведомлении о выходе книги в свет должен сам упомянуть, что это не политический памфлет и не аллегория Души, не социалистическая программа и не социальная сатира. Это избавило бы критиков от множества лишних хлопот» — писал Грэму его друг художник Грэм Робертсон. Сравнивали «Ветер в ивах» и с «Книгой джунглей» Киплинга. Но животные Грэма — не животные Киплинга. Для Кэннета Грэма животные прежде всего искренние друзья, родные души. Он верил, что в отличие от способных бесконечно притворяться людей животные неспособны на притворство и лицемерие, они не изменяют своей природе.
«Ветер в ивах» начался со сказок о Кроте и Крысе, которые Грэм рассказывал своему сынишке перед сном в течение трех лет, потом сказки отправлялись к Алистеру Грэму в письмах, когда он уехал к морю на несколько месяцев. Превратить эти рассказы в полноценную книгу убедили друзья. Конечно, она отличалась от тех первых импровизированных сказок, но сохранила их обаяние.
Симпатичные герои сказки обстоятельный водяной крыс Рэтти, восторженный крот Мол, легкомысленный жаб Тодд, суровый барсук Баджер вызывают неудержимое желание нарисовать всю эту компанию и живописные места их обитания. Одним из первых иллюстраторов был тот самый Эрнест Шеппард, изобразивший в свое время того самого Винни Пуха. Одним из самых недавних иллюстраторов стала Ксения Алексеева — ученица того самого Бориса Диодорова, который нарисовал самого известного из русскоязычных Винни Пухов.
Книга с иллюстрациями Ксении Алексеевой вышла в 2020 году в серии «Волшебный зал» и сразу же стала бестселлером. В 2021 году мы подготовили новое издание в серии «Детский зал» — увеличенного формата в твердом картонном переплете. Ее мы искренне советуем для чтения детям на ночь и взрослым для возвращения к тому чудному состоянию души, когда «воздух был вином, влажный запах, идущий от земли, — вином, песня жаворонка, запахи от стоящего на краю поля коровника, пыхтение и дымок далекого поезда, это единство, в которое все сливалось, — все было вином; или, может быть, песней? или благоуханьем?»