Найти тему
Наше наследие

Магический танец Ваджракилая

Ваджракила (Ваджракилая, Держатель ваджры, Ваджрный Кинжал)
Ваджракила (Ваджракилая, Держатель ваджры, Ваджрный Кинжал)

Херука. Звучит как ругательство, правда?

А на самом деле слово «херука» является собирательным названием мужских божеств, проявляющихся в могущественных гневных формах защитников Дхармы.

Херуками могут становиться только просветлённые существа, принимающие устрашающий облик на благо всего живого, такие, например, как Чакрасамвара (Демчог, Шри Херука Чакрасамвара, Демчок Хорло Домпа, «колесо совершенного блаженства») и Вишуддха Херука (Яндаг Херука, «незамутненно чистый»). Причём трансформация божеств происходит в процессе медитации.

Херуки могут быть с супругами или выступать группой – Падма-Херука, Ваджра-Херука, Будда-Херука, Ратна-Херука и Карма-Херука («пьющий кровь», группа Пяти Херук, как форма проявления Пяти Будд).

Продолжая тему мистерии цам расскажем об одном из ритуальных танцев, включающем в сценарий древние магические действия. Причём центральным персонажем именно этой мистерии является Херука, но даже не он сам, а его пластико-хореографическое культовое выступление в окружении ужасной свиты.

-2

Предположительно мистерия цам, посвящённая Ваджракиле (Ваджракилая, Держатель ваджры, Ваджрный Кинжал), берёт своё начало со времён добуддийских верований, возможно от ритуалов чод, связанных с отсечением скверн и иллюстрированием фундаментальных положений ваджраяны с её религиозной философией.

Начинается мистерия с медитации. Основной танец – танец Ваджракилы и его многочисленного окружения. Войдя в образ своих персонажей, представляющих защитников учения, исполнители демонстрируют гнев, свирепость, божественную силу и гордость.

По ходу танца исполнители, облачённые в костюмы и маски, из наполненных жертвенных чаш (габалы) выплёскивают содержимое на землю, принося жертву божествам буддийского пантеона. Затем землю освещают, после чего на ней, движениями танца, вычерчивается мандала Ваджракилая.

Однако между этими кратко обозначенными отрезками пантомимы происходит основная часть мистерии Цам.

Во время танца-медитации создаются мистические сферы огня, воды, ветра, небес. Возводится гора из скелетов, на вершине которой находится дворец Ваджракилы.

Далее действия разворачиваются над олицетворением скверны и загрязненности сознания – «трупом», вылепленным из теста. Воображаемую скверну пугают, а затем «убивают» в ритме танца со словами мантры. Нанесение кинжалом ударов по «демонам», творящим препятствия к просветлению, является заключительным этапом основного действия.

Нанесение ударов по скверне и демонам
Нанесение ударов по скверне и демонам

Набор инструментов или «магического оружия» может быть следующим: ваджра (ритуальное оружие, созданное из костей мудреца, о чём гласит мифология), дильбу (дилбу, колокольчик), цепь, различные сосуды, череп дамару (барабаны, сделанные из костей черепов), магические топоры, жертвенная ложка, молоток, нож, меч и др. Рядом с «магическим оружием» раскладываются «магические вещества»: белые горчичные зернышки, железо, медные опилки, яд и кровь.

Ваджракилая (Ваджрный Кинжал; гневное проявление Будды Амогхасиддхи) – херука с тремя лицами, шестью руками и шестью ногами. Тело тёмно-синего цвета, волосы огненные с вплетённой змеёй. В руке херука держит ритуальный кинжал (килу), руки обвивают браслеты из змей, а вокруг талии обернута шкура тигра. В ушах серьги – змеиные кольца. Спину покрывает накидка из слоновьей и человеческой кожи – символ преодоление привязанности и невежества. Голову украшает корона с пятью черепами – символ пяти семейств дхьяни-будд.

Ваджракумара
Ваджракумара

Ваджракумара (Дордже Щённу, Ваджрный Юноша, Юный Ваджра) – другое проявление Ваджракилаи – божества ритуального кинжала. Кинжал – символ мудрости, которую можно обрести через однонаправленную концентрацию.