ET CETERA - "Et Cetera" (Apostrophe, AP 8000, 1976, Canada)
Songs/Tracks Listing: 1. La musique tourne (4:04); 2. Éclaircie (5:14); 3. Entre chien et loup (7:02); 4. Apostrophe (4:49); 5. Newton avait raison (4:11); 6. L'âge dort (4:34); 7. Tandem (6:08)
Total Time 36:02
Line-up/Musicians: - Robert Marchand / guitars, vocals
- Marie Bernard Pagé / keyboards, ondes Martenot, vocals
- Denis Chartrand / keyboards, flute, saxophone, vibraphone, vocals
- Alain Yves Pigeon / bass, cello, vocals
- Pierre Dragon / drums, percussion
Единственный альбом (невзирая на многозначительное название... и, кстати, не путать с одноименной немецкой группой) усердных учеников квебекской консерватории, явно питающих в то время пламенную любовь к грандам английского арт-рока GENTLE GIANT! Тем не менее, врожденный вкус, подпитанный классическим музыкальным образованием, не позволил канадским музыкантам свалиться в плоский штопор откровенного плагиата. Работа ребят - эдакий реверанс (учитывая наличие девушки в составе, думаю, уместно употребить это словечко) уважения к музыке маститых англичан, при этом звучит и воспринимается вполне как зрелое и законченное произведение, весьма музыкальное, а благодаря французскому языку и милому голосу красотки Мари, местами очень проникновенно лиричное!
В Квебеке в семидесятые была очень сильная прог-сцена. Я нашел веб-сайт, на котором объяснялось, как британский прог, аристократия британской поп-музыки, по иронии судьбы нашли свою самую большую канадскую аудиторию во франкоязычном Квебеке в разгар бума прогрессивного рока. Gentle Giant, Genesis, Pink Floyd и другие большие группы классического периода прогрессива добились самых больших продаж своих альбомов и распродали больше билетов на концерты в провинции la belle.
Естественно, многие франкоязычные местные музыканты захотели попробовать и свои силы в прогрессивной музыке. Больше всего Harmonium преуспели, особенно со своим альбомом "Si on avait besoin d'une cinqui'm saison", который часто упоминается среди любимых альбомов поклонников прога. Но было много других отличных групп, включая Et Cetera, которые, к сожалению, выпустили только один альбом. Один, но отличный прогрессивный альбом 70-х.
Веб-сайт ProgQuebec утверждает, что звучание Et Cetera больше всего похоже на Gentle Giant, и это правда, - их вокальные аранжировки сильно напоминают синкопированный средневековый подход Gentle Giant. Музыка слишком часто звучит так, как вполне могли бы сделать Gentle Giant. Но вместе с тем, нельзя не отметить и другие влияния, - например, немного Gryphon и, возможно, щепотка ELP. Использование Муга в "Eclaircie" немного напоминает Colosseum II с Доном Эйри. И, возможно, неудивительно, что можно в общей атмосфере пластинки найти общее и с Rock Progressivo Italiano, хотя могу и ошибаться, уважаемый Сеньор Финохин поправит меня.
Все музыканты с классическим образованием в Et Cetera отличаются от своих музыкальных наставников, добавляя свои собственные штрихи. Во-первых, гитарные соло звучат более солидно и группа может перейти в более жесткий рок-стиль, когда захочет. Их вокальный подход достаточно часто звучит вдохновленным Gentle Giant; тем не менее, одной из ведущих вокалисток является Мари Бернар Паже, что выгодно отличает группу этим феминным очарованием. Мари также известна тем, что играет на необычном инструменте, известном как Ondes Martenot (разновидность раннего электронного клавишного инструмента), и ее пригласили сыграть на нем в знаменитом альбоме Harmonium. Еще одним очевидным отличительным аспектом будет французская лирика.
Музыка меняется от причудливого эклектичного прога к более роковому, от акустического к грувовому року с частым использованием Муга, а также со вкусом подобранными фортепианными пассажами. В каком-то смысле это именно то, что вы ожидаете от настоящего прог-альбома семидесятых: что-то заводное, что-то легкое, что-то причудливое, что-то жесткое, что-то смелое, что-то основанное на классике. На самом деле очень жаль, что эта группа выпустила только один альбом, потому что они проделали блестящую работу, и я могу сказать, что качество записи здесь на высшем уровне. Никаких мутных замесов, каши и шипения зыбучих песков. Все записано кристально четко и различим каждый инструмент.
Франкоязычным группам в Квебеке пришлось нелегко в семидесятые. Пение только на французском принесло им поддержку со стороны местных ярых, так скажем, националистов, и сделало их героями во французской Канаде, но в то же время и затруднило им поиск аудитории за пределами Канады, в Европе или на огромном американском рынке.
Так что давайте просто слушать красивую и умную музыку и наслаждаться этим процессом, когда весь мир катится в тартарары...
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, декабрь 2022)
P.S. Для приверженцев Ютуба ссылка на льбом ниже: