Найти тему
МИР (Море История Россия)

Северная группа Керченско-Феодосийского десанта. С калькулятором по документам.

Мы остановились на том, что по воспоминаниям. Часть разведчиков ушли в район поселка Мама Русская. Зачем? Ну. В районе этого поселка должна была высаживаться восточная группа 2-го отряда, с которой следовало установить связь.

Восточная группа: (старший группы – старший лейтенант Болтрун[1]) Задача –высадка в районе пос. Мама Русская (ныне – Курортное).

В ее состав входил старый пароход Черноморского морского пароходства «Пенай», морской охотник «ПК-128» (тип МО-2) и два сейнера. На пароход загрузили 487 человек, и два 76-мм орудия, На сейнера и «ПК-128» загрузили, в общей сложности 180 человек. Всего 676 человек, два 76-мм орудия

«Пенай» это германский грузо-пассажирский пароход "Peters" был спущен 10.01.1891 г. на судоверфи Blohm&Voss в Гамбурге (Германия), вступил в строй 11.02.1891 г.

В 1903 г. перешел под турецкий флаг с переименованием в "Ekaterini", а в 1910 г. - под флаг Российской империи, где получил наименование "Пенай".

В период Первой мировой войны был мобилизован 12.11.1914 г. и 27.11.1914 г. вошел в состав ЧФ в качестве минного заградителя. Фактически же использовался в качестве плавбазы подводных лодок в Балаклаве, а также для пристрелки торпед. В 1915 г. переклассифицирован в портовое судно, а в 1917 г. - в транспорт.

В мае 1918 г. был захвачен германскими войсками, а в апреле 1919 г. - войсками англо-французских интервентов и уведен ими за границу. С 1921 г. в качестве пассажирского парохода ходил под турецким флагом. С 1921 г. по 1924 г. носил название "Ettehade"

В 1924 г. вернулся под флаг СССР, до 1926 г. носил наименование "Кобсоюз". Затем судно внова было переименовано в "Пенай", входило в состав судов Азовского государственного морского пароходства.

27.07.1941 г. был вновь мобилизован в состав Черноморского флота в качестве транспорта.

В последний момент в состав отряда был включен «ПК-123» (он же СКА-0114, он же с 17 декабря 1941 г. СКА-029, тип МО-4) переданный из 1-го отряда с 25-ю бойцами 1-го батальона 83-й бригады.

Это по идее. А, без идеи «Пенай» оказался с первой группой, не смог высадить десант, (после чего вернулся к месту ранее намеченной высадки). Кто высаживался в этом районе?

Журнал боевых действий 42-го армейского корпуса указывает одну точку высадки и иной состав сил: «6.50[2]попытка высадки перед Мамой Русской с 8 катеров».

Чуть позже, в 7:20 (8:20) противник отмечает что продолжается высадка с 10 катеров на широком фронте на косу Чокракского озера, западнее Мамы Русской. Других кораблей авиаразведка противника в указанном районе не отмечает. Возникает вопрос, а кто же высаживался в этом районе?

По данным «Отчета», «в 8.47 батарея у Чокракского озера открыла огонь по кораблям. Ответным огнем канлодки «Дон» батарея была подавлена. СКА123 (ПК 123) поставил завесу, прикрывая подход кораблей к берегу».

Парадокс заключается в том, что все остальные источники отмечают, что канонерская лодка дрейфовала намного западнее, на траверсе д.Челочик. Немцы тоже ответного обстрела не отмечают.

Вероятнее всего, в указанном районе начали высадку только сейнера восточной группы, при поддержке катеров ПК-123 и ПК-128. Но, это всего четыре единицы. Кто еще оказался в этом районе? Скорее всего, это шесть «потерявшихся» сейнеров западной группы 2-го отряда.

Крупные корабли группы, скорее всего, ушли западнее, за мыс. Бога-Тобе, т.к. немецкие посты засекли их там, а сейнера свернули к берегу раньше, высадив свой десант на косу Чокракского озера.

У больших кораблей возникла проблема с высадкой. Не было высадочных средств. Не имея возможности высадить десант, командир 2-го отряда принял решение перейти в бухту Чокрак, к точке высадки восточной группы отряда, в надежде, что часть личного состава удастся высадить там, используя сейнера. Перейдя в бухту Чокрак, командир 2-го отряда обнаружил, что сейнера восточной группы, высадив десант, ушли, за исключением трех сейнеров, выброшенных на берег. Высадиться здесь тоже оказалось невозможно, отсутствовали средства высадки, а пристань была уничтожена противником. В связи с этим, было принято решение высадить десант в бухте Булганак, в точке высадки 4-го отряда.

Около 24 часов остаткам 1-го отряда (сейнер «Буревестник» и тральщик «Заря»), крейсировавшим мористее, было дано указание перейти восточнее, в бухту Булганак, и высадить остаток десанта там. Была предпринята еще одна безуспешная попытка закончить высадку.

Таким образом, в районе Мамы Русской высадились около 100 человек с катеров типа МО (1-й и 2-й батальоны 83-й бригады), и десант с шести сейнеров (суммарно, около 250 человек). Ночью к ним пробились разведчики из первой группы.

Если подводить итоги высадки 1-й и 2-й групп, то, потери окажутся относительно небольшими. Расклад получается следующим:

-район Челочик-Кошара 1300-1400 человек (часть 1 и 2 батальонов 83-й бригады, часть 185-го сп и некоторые дивизионные части 224-й сд. Смогли ли выгрузить танки и зенитные автоматы? Весьма сомнительно (но мы поговорим об этом чуть позже) Десантники смогли выгрузить полковые и 45-мм противотанковые пушки, минометы. У этой группы был командир, ее возглавил капитан (по другим данным, старший лейтенант) А.Л.Капран. Почему он? Потому, что армейский командир 2-й группы не высадился. Кто должен был командовать второй группой? Тот человек, который потребовал в 18 часов началь обратную погрузку. Второй группой десанта должен был командовать командир 224-й стрелковой дивизии, командир полковник А.П.Дегтярев;

-район Чокракского озера около 400 человек без тяжелого вооружения (командир неизвестен)

Попробуем сделать маленькую проверку. По данным отчета:

-1-й отряд 715 человек

-2-й отряд (2 группы) 2216 человек и 676

-«Заблудившийся» транспорт 436 человек

Суммарно, около 4 тыс. человек. Высадилось (ориентировочно) 1700 человек. Разница 2300 человек. Вернулись

-канонерская лодка «Дон» (150 человек),еще около 100 человек на минной барже.

-пароход «Пенай» (487человек),

-транспорт «Красный флот» (900 человек),

-шаланда «Гордипия» (18 лошадей),

-тральщик «Заря» из 1-го отряда (должно быть около 300 человек, но по приходу обратно, сошли на берег всего 138 человек).

Сколько в сумме? Около 1800 человек. Разница – около 500 человек. Потери, в принципе, чуть выше, потому, как цифры высадившихся даны с учетом экипажей кораблей, выброшенных на берег (кроме «Декабриста», экипаж котрого забрала «Заря»). Больше всего десантников погибло на «Фанагории». Пропал (погиб) сейнер «Братец». Потерян десант, находившийся в «потерявшихся» высадочных средствах (байдах и шлюпках).

С третьим отрядом вышло гораздо хуже.

3-й отряд. Командир отряда – капитан-лейтенант Николаев. «Армейский» командир – командир батальона 83-й бригады капитан А.П. Панов; Управление- штаб батальона. 3-й отряд вышел в 13:30

Задача – высадка в районе м. Тархан в 5:00 26 декабря 1941 г. Расстояние 50 миль.

Состав отряда:

1. Земснаряд «Ворошилов» (скорость хода 5 узлов), на который загрузили 639 человек, три 76-мм пушки. Изначально этого корабля в плане не было, его включили в состав высадки за 5 дней до начала операции в связи с острой нехваткой тоннажа.

2. КТЩ «Ураган» (катерный тральщик с бортовым номером 579) который принял 30 человек. По данным справочника : «Бывший сейнер Новороссийской МРС, ТТЭ не установлены. Мобилизован 21.05.1942 г., переоборудован в катер-тральщик и 4.06.1942 г. включен в состав Азовской флотилии ЧФ».

3. Самоходная шаланда «Танаис», построенная в США в 1896 г., водоизмещением 600 т, (38,1 х 7,6 х 2,4 м), на которую загрузили 321 человека и одно 76-мм орудие. Паровая машина, мощностью 180 л.с. обеспечивала ей ход со скоростью 5,5 узлов.

-2

4. Два мобилизованных средних сейнера (80 человек) со скоростью хода 6 узлов. В связи с неисправностями двигателей, сейнера были взяты на буксир шаландой «Танаис».

Всего по 3-му отряду насчитывалось 1070 человек и четыре 76-мм пушки. 3-й отряд был оснащен самыми тихоходными судами, кроме того, он не имел средств огневой поддержки. Его эскадренная скорость не могла превышать 5 узлов, а с учетом того, что «Ворошилов» вышел позже, задержавшись с погрузкой угля, отряд явно опаздывал к высадке.

По данным «Отчета»: «Вышедший в составе 3 отряда КТЩ «Ураган» с командиром отряда на борту из-за шторма отстал и оторвался от основного отряда (с/ш «Танаис» и двух сейнеров). К рассвету 27.12.41 г.[3] «Ураган» подойдя к мысу Тархан, где обнаружил земснаряд «Ворошилов», обстреливаемый с берега ружейно-пулеметным огнем противника. «Ураган» огнем 45мм пушки подавил огонь противника и начал высадку десанта с з/с «Ворошилов». Двумя шлюпками высадили 18 человек. В 12:15 27.12.41 г. «Ворошилов» был атакован самолетами противника и потоплен прямым попаданием двух бомб. Погибло 450 человек, спасено КТЩ «Ураган», буксиром «Дофиновка» и КЛ «Днестр» около 200 человек. …Следовавшая к месту высадки десанта самоходная шаланда «Танаис», имея на буксире два сейнера, почти не выгребала против волны. По требованию командира 3 батальона 83 бригады, решившего, что высаживаться в такую погоду невозможно, вечером 26.12.41 г. с/ш «Танаис» повернула обратно, и прибыла в Темрюк».

Скорее всего, информация эта не совсем достоверна, потому, как по донесению 4-го немецкого авиакорпуса, отмечено потопление корабля похожего тоннажа в 10 милях северо-восточнее точки высадки. Потопленный «Ворошилов» был не у берега, он находился еще очень далеко от точки высадки.

Можно конечно не верить немцам, но, аварийно-спасательной службе флота, которая подняла земснаряд, можно верить? Земснаряд «Ворошилов» был поднят после войны аварийно-спасательной службой Черноморского флота под руководством И.И. Друкера. Отчет об этой судоподъемной операции до сих пор имеет гриф секретности. Посмотреть фотокопии некоторых его листов удалось только недавно.

Поднятый  со дна "Ворошилов"
Поднятый со дна "Ворошилов"

Помимо того, что есть точка, где был найден «Ворошилов», удалось еще застать тех, кто его поднимал, и поговорить. (Рассказ был не для слабонервных, т.к. поднимали вскоре после войны). Поднятый «Ворошилов» достаточно долго стоял на мели, пока его не отправили на разделку.

В «армейском» отчете количество погибших указано ориентировочно – «около 600», эта цифра почти правильная. После подъема земснаряда, из него извлекли 576 тел, включая тела членов экипажа.

Но, есть одно противоречие. Документы 42-го корпуса говорят о том, что в указанном районе 26 декабря 1941 г. высадилось отнюдь не 18 человек. В донесении 88-го пионерного батальона от 10:35 указано «противник, высадившийся в районе м. Тархан расширяет плацдарм на юг». Далее, из Журнала боевых действий 42-го корпуса «16.50 наша разведка в районе м. Тархан отброшена. Противник, силой более 100 человек продвигается на юг». Вопрос требует более тщательной проработки. Возможно, в этом районе произвели высадку сейнера из других отрядов. А, потому, смотрим 4-й отряд.

[1] Так в «Отчете», по другим данным А.А. Больгун, он же указан командиром парохода «Пенай».

[2] Дано Берлинское время, то есть в 7:50.

[3] Так в документе, скорее всего, имелось в виду 26 число.