Найти в Дзене
Black Caviar Games

Герои геймдева: Гейб Ньюэлл

Оглавление

Он создал одну из самых популярных франшиз в истории компьютерных игр и дал нам Steam. Бросил Гарвард ради карьеры в Microsoft и открыл студию на личные деньги. Он увлекается слесарным делом, поэтому в его гараже стоят фрезерный и шлифовальный станки. Его постоянно спрашивают о третьем Half-Life, но от этого не устал. Это Гейб Ньюэлл, наш сегодняшний герой геймдева!

От Microsoft к Valve

Гейб Ньюэлл родился 3 ноября 1962 года в американском штате Колорадо. Он с детства любил головоломки и настольные игры, а уже в 13 лет начал программировать на языке ALGOL. Мама Гейба тоже была программисткой и работала в Bell Labs (кстати, первоначально в профессии доминировали женщины). С математикой у Ньюэлла все было хорошо, и в 1980 он смог поступить в Гарвард. Правда заканчивать престижный вуз не стал, а отчислился после третьего курса ради того, чтобы попасть в Microsoft.

В корпорации Гейтса Гейб Ньюэлл работал 13 лет и занимался продюсированием первых трех Windows. Вместе с Майком Харрингтоном он ушел из Microsoft в 1996 году для того, чтобы делать игры. Перед глазами у Ньюэлла уже был успешный пример бывшего коллеги Майкла Абраша, перешедшего в id Software ради работы над Quake (потом Абраш вернулся в Microsoft). За время работы в Microsoft Гейб стал миллионером благодаря опционам, поэтому мог не переживать о стартовом капитале для будущего бизнеса. Ньюэлл и Харрингтон учредили Valve и наняли 25 сотрудников.

Гейб Ньюэлл в 1996 году
Гейб Ньюэлл в 1996 году

Valve хотела сделать шутер от первого лица и ориентировалась на успешный Quake. Студия не стала изобретать велосипед, купив лицензию на движок Quake Engine. Джон Кармак и Джон Ромеро помогли начинающим геймдизайнерам ценными советами, в том числе: «начните с простой игры, на которой можно наработать опыт». Как вы уже поняли, команда Ньюэлла взялась за разработку легендарной Half-Life. В штат брали не только профессионалов, но и моддеров Quake. Параллельно с Quiver (рабочее название «халвы») студия работала над адвенчурой Prospero, но из-за технологических ограничений игра так и не увидела свет.

Зато в 1998 году на прилавках появился Half-Life. Про игру вы все знаете сами: она получила высочайшие оценки в прессе, всенародную любовь геймеров, множество наград и просто стала одним из самых влиятельных проектов в истории интерактивных развлечений. Valve попала в десятку с первой попытки. Какую роль сыграл в этом Ньюэлл? Прежде всего, менеджерскую. Габен (прозвище разработчика) собрал талантливую команду, решения в которой принимались коллегиально. Большой кадровой удачей стал сценарист Марк Лэйдлоу, сумевший сделать из отдельных набросков цельный сюжет. Во многом благодаря его стараниям Half-Life оказалась не просто «стрелялкой», а игрой-блокбастером с яркой историей. Интересно, что первоначально героем игры должен был стать Космобайкер Иван (а не ученый Гордон Фримен), что явно бы снизило градус серьезности.

Half-Life (1998)
Half-Life (1998)

В 2000 году Харрингтон ушел из Valve, и Ньюэлл остался единоличным владельцем студии. Команда занялась сиквелом Half-Life. Он вышел в 2004 году. На разработку ушло 6 лет, но это того стоило: игра повторила успех оригинала, получила десятки наград и признание миллионов геймеров. Вышло два прямых продолжения (Episode One в 2006 году и Episode Two — в 2007) и VR-проект Half-Life: Alyx (2020), а вот третью часть фанаты ждут до сих пор. Вопросы о ней звучат вот уже пятнадцать лет, но реальных признаков того, что игра появится в обозримом будущем, так и нет. Связывают это с тем, что Ньюэлл утратил интерес к серии, влюбившись в Dota 2 и переключившись на развитие Steam.

После 2007 Valve стала отходить от сюжетных сингловых проектов в сторону ориентированных на инновационный геймплей и (или) мультиплеер. Все игры студии после Portal 2 (2007) — кооперативные: Team Fortress 2, Counter Strike: Source, Counter Strike: Global Offensive, Dota 2 и другие. Еще один «звоночек» — уход Марка Лэйдлоу в 2016 году.

Пришествие Steam

Если первая ассоциация с именем Ньюэлла — это Half-Life (и / или Valve), то вторая — точно Steam. Платформа цифровой дистрибуции игр прочно вошла в нашу жизнь в десятых годах и избавила миллионы от необходимости идти в магазин за диском. Сегодня у большинства геймеров есть куча игр в запасе, купленных на распродаже, к которым они так и не притронулись. Шутки шутками, но Steam — это все-таки очень удобно.

 Первая версия Steam
Первая версия Steam

Прародителем Steam был World Opponent Network (или просто WON), сервис для мультиплеерных игр. В девяностых он принадлежал Sierra On-Line, паблишеру Half-Life. Чуть позже WON объединили с другой платформой, Prize Central Net. В 2001 году Ньюэлл решил вернуть Valve права на цифровую дистрибуцию своих проектов, пересмотрел договор со Sierra On-Line и выкупил права на WON у Flipside.com. На основе сервиса создали платформу Steam, которая вышла в 2003 году и постепенно стала обязательной для установки игр Valve. В ходе разработки возникла революционная для того времени идея — добавить функционал цифрового магазина.

Valve обратилась за поддержкой к Amazon и Yahoo, но понимания у них не нашла. Неудивительно, ведь хороший интернет тогда был всего у 20% американцев. Сам Steam вплоть до конца 2004 года работал с ошибками и периодически «отваливался». Впоследствие проблемы решили: Steam получил новый движок (2006) и функционал. Valve не раз обновляла интерфейс. Платформа собрала под своей эгидой как топовых, так и начинающих паблишеров, в десятые став главным сервисом для скачивания игр.

25 февраля состоялся релиз… консоли от Valve. Речь о портативной Steam Deck, «умеющей» воспроизводить библиотеку игр Steam.

Сам Ньюэлл сказал о консоли следующее: «Как геймер, я всегда мечтал о таком продукте. Как разработчик, я всегда хотел, чтобы у наших партнеров был такой девайс».

Чем крут Гейб

Гейб Ньюэлл с Хидэо Кодзимой
Гейб Ньюэлл с Хидэо Кодзимой

1. Видит bigger picture

Как и Кодзима, Ньюэлл подходит к своим продуктам комплексно. Это справедливо не только в отношении игр, но и софта (тот же Steam) или железа (Steam Deck). Свои проекты Гейб видит в контексте всей индустрии, стараясь понять, какой эффект они окажут и как впишутся в мир интерактивных развлечений.

2. Создает хиты

Half-Life, Counter Strike, Dota 2 — стопроцентные блокбастеры с миллионными аудиториями и действительно культовые игры. Первая перевернула игру в жанре FPS, вторая (мод к первой, как вы знаете) стала всенародно любимым мультиплеерным развлечением, а превратилась в популярную киберспортивную дисциплину и главное занятие целого поколения. Да, эти игры не придуманы лично Ньюэллом с нуля, но он сделал их возможными.

3. Умеет в менеджмент

Поэтому в Valve нет менеджеров. По словам Ньюэлла, им нужны новаторы, а не исполнители. Организационную структуру компании можно назвать по-разному, но она точно не вертикальная. Сотрудники объединяются в проектные группы, где свободно обсуждают самые разные решения и подходы. Яркий пример — знаменитая команда Cabal, работавшая над Half-Life. Да, такая организационная культура подойдет не каждой компании, но в Valve она работает.

Как и у большинства людей, достигших высот в своем деле, у Гейба Ньюэлла есть не только почитатели, но и критики. Кто-то до сих пор ждет Half-Life 3 и не может простить Valve то, что та не торопится продолжать великую серию. Другие считают Лорда Габена слишком охочим до денег и обвиняют в попытках стать монополистом. А мы уверены: он точно достоин звания Героя Геймдева — хотя бы за один только Half-Life!

Источники:

1. Роман Мотин. Лорд Габен: как Гейб Ньюэлл построил Valve и изменил индустрию развлечений.

2. Антон Жук. 20 лет Half-Life. История создания игры.

3. atomlib. История Half-Life 2.

4. BOILING REVIEW. История создания Steam.

5. Anna_Kopyrneva. Менеджмент будущего. Без начальников, переработок и KPI.