Ввести бесплатную для абонентов услугу блокировки автообзвона до подтверждения цели вызова предложило Минцифры. Проект правил оказания услуг телефонной связи 15 декабря ведомство разместило для общественного обсуждения. Получится ли в этот раз поставить преграду телефонному спаму, разбиралась «Парламентская газета».
Кто на проводе
Блокировка затронет только автообзвоны — оператор связи сможет определить их при помощи специального софта. Недопустимы станут автоматизированные вызовы, «целью которых не является установление телефонного соединения», сказано в проекте правил.
При этом абоненты смогут видеть на экране смартфона, какая компания им звонит, и самим решать, отвечать на звонок или нет. Сейчас такую возможность уже предоставляют некоторые российские приложения, но в Минцифры хотят сделать услугу бесплатной и доступной для всех по умолчанию. В случае принятия документа рекламных звонков станет меньше, и абонент будет понимать, кто ему звонит, еще до того, как возьмет трубку, отметили в ведомстве.
Общественное обсуждение инициативы продлится до 4 января. В Минцифры рассчитывают, что правила начнут действовать с 1 марта 2023 года.
За спамом прячутся мошенники
Рекламные звонки без согласия абонента запрещены Законом «О рекламе». Нельзя ни предлагать поучаствовать в акции, ни получить подарок, если человек предварительно не дал на это согласие конкретной компании, напомнил «Парламентской газете» сенатор Артем Шейкин. За незаконную рекламу фирма может получить штраф до полумиллиона рублей.
Вроде и запрет есть, и наказание за его нарушение не маленькое, а вот эффекта нет — звонки и SMS от всевозможных банков, клиник, магазинов продолжают и продолжают поступать россиянам. Блокировка автообзвона частично снимет эту проблему, предположил Шейкин. Но работу нужно продолжать. Сенатор напомнил о разработанном совместно с другими парламентариями законопроекте, в котором будет четко сформулирован запрет операторам связи пропускать в свою сеть трафик с подменных номеров, причем за неисполнение этой нормы операторов будут штрафовать.
В документе, который получил положительное заключение кабмина, предусмотрена обязанность операторов во взаимодействии с Минцифры установить всю цепочку операторов-посредников, участвовавших в установлении соединения, и непосредственного оператора, подменившего номер. «Принятие закона будет способствовать увеличению числа успешно раскрытых случаев телефонного мошенничества», — сказал Артем Шейкин.
Маркетологи всего мира давно выяснили, что спам-обзвон не получает никакого отклика от абонентов. Кроме того, доказано, что такого рода звонки часто становятся прикрытием противоправной деятельности, рассказал «Парламентской газете» член IT-Комитета Госдумы Антон Немкин. Предложенное Минцифры решение, по словам депутата, позволит кратно сократить число рекламных звонков не только за счет фильтров, которые заблокируют нежелательные вызовы, но и при помощи идентификации организаций. Эта услуга уже неплохо себя зарекомендовала в приложениях частных компаний, и если она станет всеобщей, будет только лучше.
«Такой IT-системе следует стать единой, охватывать всех операторов связи и действовать под государственным контролем, — сказал Немкин. — Все операторы связи должны проходить аккредитацию Роскомнадзора и получать сертификат на использование блокировочных IT-модулей».
Дело техники и… психологии
Операторы уже сегодня должны блокировать звонки с подменных номеров. Но так происходит далеко не всегда. Причина — отсутствие технической возможности, объяснил «Парламентской газете» телеком-эксперт Эльдар Муртазин. «Спам-звонки — большая проблема, но постепенно она решается, — сказал он. — Это вопрос не столько желания победить это зло, сколько наличия необходимых для этого технических средств».
Работающие через зарубежье спамеры и мошенники ищут лазейки, чтобы их звонки с подменных номеров проходили на номера российских операторов, рассказал Эльдар Муртазин. Наши телеком-компании пока не могут контролировать весь поступающий трафик, поэтому такие звонки проходят. «На создание комплексной системы защиты уйдет еще как минимум полгода или год, — предположил эксперт. — Только когда к системе блокировки подключатся все операторы, можно будет забыть о спам-звонках».
И все-таки используемый в рекламных целях массовый обзвон и звонки с подменных номеров мошенников, которые еще и применяют методы психологического воздействия, это не одно и то же, напомнил Антон Немкин. И если система идентификации и блокировки нежелательных звонков позволит радикально решить проблему спам-обзвонов, то до окончательной победы над мошенниками еще далеко.