Найти тему
1,4K подписчиков

Заметки пожилого продюсера 4. Modern Times

Автор Сергей Даниэлян Заметка 4. MODERN TIMES (Charles Chaplin) Алексей! Я был прав. Интерес падает. Тема уж больно больная. Про себя.

Автор Сергей Даниэлян

Заметка 4. MODERN TIMES (Charles Chaplin)

Алексей! Я был прав. Интерес падает. Тема уж больно больная. Про себя. Я не красна девица и меня кол-во лайков или их полное отсутствие не волнует. Но, не будем лукавить, тема болезненная.


Есть ещё и личка, в которую фыркнули несколько человек. Это те, кто не поленился. А сколько тех, кто это сделал с самоудовлетворением наедине с собой? И наедине с компьютером, на кухне? Бог с ними. Мы же договорились, что будем рассуждать не для них.


Кстати, один из гостей моей лички предположил, что меня точно побьют и... предложил свой бункер под Клином! Я поблагодарил его, но вежливо отказался. А сейчас подумал, что это могло быть и предложение, скажем, другого рода. Ну, ангажировать меня на тур вальса? Я ИМ нравлюсь. Проверено, Лёша! Меня несколько обидело, что армянину Даниэляну предложил свою защиту простой русский паренёк, а не еврей Френкель. Лёша, ведь именно нас с вами в прошлом веке значительно подсократили. Мы должны быть на одной волне!


Пошли конкретные вопросы, но мы и на них ответим. Постепенно.
Прокатное кино умерло. Да, я помню, нужно про сценаристов, но я к этому и веду, поверьте. Надо это признать. Лёша, я долгие годы работал в компании с сильнейшим прокатным отделом. И говорить я сейчас буду со знанием дела. Поверьте.

Алексей, не верьте в успешные цифры по прокату многих громких проектов.
Все цифры условные. Вам озвучивают сумму сборов и она вас впечатляет. Но, позвольте, вы можете толковать о КПД (коэф.полез.действия) если знаете что в числителе и что в знаменателе этой дроби. А вот тут фокус. Вы этого не узнаете практически никогда.

1. Многие продюсеры сознательно завышали сумму сборов. Зачем? Глупый вопрос. Чтобы их считали успешными и удачливыми. Репутация. Желание с ними работать дальше. И, конечно, доверять им. И свои деньги тоже. Хорош резон? Да не вопрос!

2. Некоторые продюсеры сознательно не упоминают про все показатели. Они указывают производственный бюджет картины, но не всегда раскрывают бюджет на её продвижение. Забывают отнять от этого успеха долю кинотеатров. Не упоминаю участие в проекте коротких или долгих денег. Ну, про это долго говорить. Напомните как-нибудь про деньги. Отдельно. Ладно?
И вот, это уже не цифры а фигня. Смех один.

3. Наконец, фильмы, где продюсерами выступают теленачальники каналов или сами каналы. Или компании, которые кричат и клянутся вам в своей финансовой самостоятельности, но являются дочерними компаниями крупных каналов. Это смешно! Да, Алексей, вы правы это не смешно. Раскрутка этих фильмов напоминает ковровые бомбардировки в Северном Вьетнаме. Ну, когда Джон Кэрри был молодым. Вам, Лёша, стороннему производителю это обошлось бы в сумму в 10 раз превышающую сам бюджет картины.


К чему это я? Я хочу вернуть господ сценаристов на землю. Здесь, на земле очень хорошо, но не стоит питать иллюзии. За последние 10 лет продюсеры и журналисты наперегонки пытались вас убедить, и убедили, что играя в прокатное кино можно и выигрывать. Если ты, конечно, тот самый, успешный и крутой продюсер! Хрень собачья.

А в прокате, который мы все потеряли, успешными могут быть, по чесноку, только комедии... Незатейливые, нагловатые, с участием Урганта, Светлакова и героев Comedy Club. Я недавно племяшке по телефону рассказывал историю про басни. Говорю про Ивана Андреевича, а она в ответ кричит, что, мол, знаю, это Ургант! Пипец, да?

А в моё время детишки кричали "дедушка Крылов!". Лёша, я огрубляю немного, но вы же понимаете. Вы сам можете продлить этот ряд. Легко. Они в состоянии выйти в ноль, как мы говорим, и даже принести прибыль. Больше ничего. Всё остальное - фикция. Бухгалтерия таких проектов всегда сложна, но просто поверьте мне на слово.

Вы себе не представляете сколько американских названий ждут своей очереди и как туда сложно влезть. Всё решает зритель, а хозяева киносетей потакают зрителю. И точно знают своего зрителя: что и сколько соберёт. И я их не виню. Не призываю воспитывать зрителя и прививать ему лучший вкус. Я не чокнутый!

Кстати, Лёша, позвольте мне здесь закончить одну дискуссию, которая много лет идёт на страницах изданий. Вы готовы? Извольте. Воспитывать человека можно только дома. И больше нигде. Ни один из социальных институтов сделать этого не в состоянии. И это правильно. Только дома и больше нигде.

Мы сейчас говорим, конечно, о коммерческом подходе. Есть и господдержка. Есть и ресурс по выбиванию, административному, выгодных прокатных условий. Если картина катается обычно две недели первым экраном, то можно попросить о трёх или четырёх. А не будут брать - отключим газ! Вы меня понимаете.

Нет кинопроката. Исчез великий кинопрокат, как будто не существовал на свете...

Но этот прокат накрылся везде. И если американцы отдали прокат тинейджерам, то они хотя бы на нём зарабатывают. И очень большие деньги. Лёша, многие картины в США собирают меньше, чем по всему остальному миру. И вы это знаете. Они создали модель кино, которая шагает через политические границы и через ментальные. Легко! А российский фильм может собрать только на нашем рынке. И есть у него эти пресловутые две недели. Ша! Огрубляю, но вы поняли!

Если к вам пришёл человек с убеждением, что мы с вами сейчас сделаем картину, которая широко прокатается за рубежом - не гоните его. Налейте ему чаю, отвлеките разговорами, а сами попытайтесь узнать телефон его близких и звоните им! В подмосковном Чехове есть хорошая психлечебница. Есть и другие, но это уже дело родственников - решать, мол, в какую его определить. А мы с вами идём дальше.

Лёша! Весь этот шум я поднял с единственной целью. Многие из ваших друзей сценаристов лелеют надежду сделать прокатную картину, пишут сценарий, возятся с ним и надеются. Совершенно не видя и не замечая, что единственное поле на котором можно зарабатывать - телекино. Если вы заметили, что ваш приятель сценарист слишком уж воспалён идеей успешного прокатного кино - бейте тревогу. Наливайте ему чаю, заговаривайте зубы, а дальше... вы помните. Я не настаиваю на подмосковном Чехове, но говорят, что там дивные виды.


Кстати, мы не берём в пример французский кинопрокат. Это отдельная история. Там и экономические предпосылки созданы и французское самолюбие и многое другое. Но это правда: фильм с участием Сесиль де Франс или Кловиса Корнийяка могут превысить сборы голливудского мультфильма. Но об этом в другой раз.


Меня больше обнадёживает другое. Не буду скромничать, но несколько лет назад, увидев фильмы по идеям Стивена Моффата, я сказал Погодину, что я увидел во что сможет трансформироваться хорошее кино - в минисериалы ВВС. Последний Холмс это наглядно продемонстрировал. Качественно, дорого, жанрово. Про соединение монтажных приёмов в симбиоз из дорогих постановочных планов с телевизионной крупностью вызывает мой восторг и желание аплодировать.


Лёша, пора заканчивать с прокатом. Его нет и он не возродится для настоящего психологического жанрового кино. Впереди -аттракционы. Я ещё не упоминул товарища Кэмерона, который своим АВАТАРОМ забил, можно сказать, последний гвоздь в гроб. Всё! Тушим свет!
И вот, несмотря на все эти ужасы, многие сценаристы надеются. Лелеют. Ждут. И ещё приговаривают: нет со мной всё будет по другому. Господи, помоги им.


Я часто думаю о старых фильмах. Сегодня в НОВЫЕ ВРЕМЕНА (Modern Times) можно только позавидовать их относительной свободе. А я бы как продюсер не взял бы в производство многие хорошие сценарии тех лет. Нет, Жил певчий дрозд я бы отложил в сторону и попытался бы сделать недорогое кино для Венеции. Но многие другие........

Был у меня такой сон, давно, когда я только начинал в ЦПШ. Кстати, а все понимают, что компания Марс Медиа это и есть ЦПШ сегодня? Ну, это мы и есть: Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян и я. Мы сделали то, а сейчас делаем другое. Но это мы и есть. Те самые. Ну, ладно.


Так был сон. Заходит ко мне приятный человек, в возрасте, с лукавой улыбкой и просит прочесть сценарий. Прямо сейчас, спрашиваю? Да, если вас не затруднит. Пожимаю плечами и читаю. И как то стремительно читаю, как бывает только во сне. Улыбаюсь, смеюсь, плачу, грущу. Поднимаю на него глаза и вздыхаю. Он улыбается и смотрит на меня.
- Что! Не понравился?
- Очень понравился, очень, но...
- Может снимем?
Я понимаю, что буду гореть в аду, но беру себя в руки, а в глаза ему несмотрю:
- Георгий Николаевич! А как вы себе представляете сегодня фильм про приключения двух чистых душой людей, армянина и грузина, в сытой, зажравшейся сатирической Москве? Кто это будет смотреть? Компания вряд ли возьмётся за проект. Пролетим в прокате. Простите меня, я вас очень люблю, но...
- Понятно. Вы не переживайте. Прямо в лице изменились...
Он встаёт, пожимает мне руку. Я протягиваю сценарий.
- Нет-нет. Оставьте себе. Уверен, что вы будете его перечитывать.
Я беру многостраничный машинописный сценарий. Он стремительно тянет меня к поверхности стола, проваливается, а я пробиваю себе голову и... просыпаюсь. В холодном поту.

Я потом часто думал об этом. И сейчас повторю, что не взялся бы. Бесполезняк!
Алексей! Я стараюсь вас понять. Вашего брата. Ну, не Френкеля младшего, а сценаристов. Знаю многих из них. Эта училась у Валентина Ежова, этот закончил у Юрия Арабова. Надежды, надежды. Но реальность такова. Вас много, а господдержка ограничена.

И единственный путь- это делать телекино, зарабатывать себе репутацию. Да, слышу крики НЕВОЗМОЖНО! Идите к чёрту! Возможно. А потом делать и кино. Без высокого бюджета. Для Выборга, для Кинотавра, для Золотого Орла, для Ники. Для той части зрителей, которые готовы посещать небольшие залы и смотреть ваше кино. Что дальше? DVD, телепоказы, и нырять в вечное пространство Его Величества Интернета. Пока так. А дальше посмотрим.
Лёша, а дальше поговорим про ТВ. Думаю, что будут ещё вопросы про прокат. Ответим конкретнее.

Я недавно пересматривал свой любимый Кордебалет Ричарда Аттенборо. Там есть любопытный эпизод. Один из танцоров спрашивает, мол, сколько ещё здесь продлится кастинг. А ты что, торопишься? Да, говорит, у меня тут в ресторанчике напротив сегодня вторая смена, я там официантом подрабатываю.

Лёша! Пиздец, да? Пока так, а возьмут его в кордебалет и он будет полгода (жизнь такого спектакля) танцевать, гастролировать. А там видно будет. Лёша, вы улавливаете мою аналогию? Вы молодец.
Надо ложиться..."