В бытность студентом в 80-е годы доводилось довольно много работать с Никарагуа, народ которой к тому времени свергнул проамериканский диктаторский режим Сомосы и строил новую социально справедливую жизнь.
В один из вечеров на подмосковной базе ЦК ВЛКСМ, где проходил семинар для никарагуанских студентов, обучающихся в СССР, один из руководителей Сандинистского Союза Молодёжи произнёс запомнившуюся мне фразу: "Сложно объяснить людям, что надо постоянно трудиться, что труд на благо общества облагораживает человека, когда природа сама даёт два урожая в год, а если усердно работать - три".
В 70-е годы советское руководство попало в похожую сырьевую ловушку. Зачем перенапрягаться в борьбе за мировое экономическое лидерство, когда можно спокойно качать в трубе нефть и газ, дающие без проблем половину бюджета страны? В силу инерционности больших систем, Советский Союз продолжал показывать положительные темпы экономического роста, но эти волны были уже затухающими, что и привело в итоге к стагнации и поражению.
Постсоветская Россия, вписавшаяся в западную мировую экономическую систему, заняла в ней своё место сырьевой периферии. Следствием стало обязательное уничтожение промышленного и научного потенциала страны, разрушение системы образования и переподготовки кадров, переориентация всей экономической системы на выкачивание сырья и отправки его на экспорт, прежде всего в метрополию, страны коллективного Запада.
Таким образом, в отличие от 1970-х, когда была возможность осознанно изменить курс и продолжить развитие на имеющейся сильной базе, сегодня смена курса влечёт за собой прежде всего выстраивание новой экономической базы взамен почти полностью утраченной. И это большая комплексная работа сразу по всем направлениям, от перехода к качественному всеобщему образованию на всех уровнях и возрождению отечественной отраслевой и фундаментальной науки до изменения кредитно-финансовой политики и перехода к государственному стратегическому планированию промышленного развития, опираясь на всё ещё большие собственные сырьевые ресурсы. Это реально большая комплексная работа по суверенизации отечественной экономики на много лет.
Но мы пока всё ещё остаёмся в "сырьевом плену" периферийного мышления и пытаемся адаптироваться к санкциям, введённым метрополией, развернуть экспортные сырьевые потоки с Запада на Восток, ничего не меняя по сути.
Для разрыва шаблона нужно проявить волю, шагнуть уже "в клетку с тигром", опереться на экономистов нелиберального толка, которые ещё слава Богу не перевелись в нашей стране. Сломить, наконец, сопротивление компрадорских элит, чьё время уже вышло, начать формировать новые, настоящие элиты, не мыслящие себя без России, двигающие её вперёд, опирающиеся на её глубинный народ, который уже соскучился по настоящей работе и готов засучить рукава.
Сырьевое проклятие надо снять. Осознанно и бесповоротно. Без этого не будет Победы и новой жизни.
4