Найти тему

История 19: ОБЩЕСТВЕННАЯ БАНЯ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ

Человек - запутанный лабиринт. Дороги петляют, пересекаются, а иногда упираются в стену. В каждом переходе - свой код и свой проводник.

Путь по Любиной биографии мы начинаем с конца и движемся против часовой стрелки, от настоящего в прошлое. Первые шаги - по нашему детству. Дальше ведёт мама. И уже ближе к началу выяснится, что путешествие бесконечно.

В.Войтехович. Вход в лабиринт.
В.Войтехович. Вход в лабиринт.

Кто не любил в детстве книжки-раскладушки? У нас была одна такая - “Кот в сапогах”, книга-игрушка, книга-театр, где картинки оживали, персонажи кивали и кланялись, кот выезжал наружу из зарослей и вновь исчезал, людоед вырастал до чудовищных размеров. Но даже “Кот” проигрывал уникальным альбомам, которые издавались в 1941 году в Любиной типографии.

На первой прозрачной слюдяной странице в одном из них был в деталях изображён танк, в другом - самолёт. Когда страницу переворачивали, верхний слой машины поднимался вместе с ней, и открывались внутренности, разноцветные как “Лего”.

Постепенно, страница за страницей, обнажался пласт за пластом, как в археологическом раскопе, и механизмы расщеплялись чуть не на атомы. Даже при полном равнодушии к технике мы заворожённо наблюдали за превращениями. И не только мы.

Любу любили звать на пионерские сборы, где она рассказывала о подвиге тыла и демонстрировала альбомы, а её традиционно принимали в почётные пионеры с символическим повязываем красного галстука. Мы с детства привыкли считать Любу героиней, не испытывая почему-то того же пиетета к обоим дедушкам-фронтовикам. Возможно, потому, что дедушки в отличие от Любы ничего о войне не рассказывали.

Свидетельницей одного Любиного выступления оказалась Надя. Представьте себе: городской ДК, слёт пионерских дружин. Люба выступает с рассказом о тружениках тыла и демонстрирует альбомы.

И тут откуда не возьмись приезжает Любин сын Серёжа. Не застаёт Любу дома и отправляется к ДК. Слёт как раз заканчивается, и пионеры красногрудой стаей с чириканьем выпархивают наружу, увлекая за собой Любу под руку с какой-то учительницей.

Люба мыслями всё ещё в героическом прошлом, увлечена собственным выступлением, тронута откликом слушателей. Она пылко беседует с учительницей и Серёжку совершенно не замечает. Разве что в ответ на его приветствие походя бросает:

- Здравствуйте! - и вновь поворачивается к собеседнице.

Учительница, напротив, узнаёт Серёжку, радуется возможности передать ему Любу с рук на руки и уточняет:

- Вы ведь проводите Любовь Абрамовну?

О чём речь, конечно, Серёжка её проводит. Все довольны, Люба отпускает учительницу и вцепляется в Серёжкин локоть:

- Вот спасибо, молодой человек! Я вам за вашу помощь покажу кое-что интересное!

Окей, - смекает Серёжка, - маме вздумалось подурачиться. И он с готовностью подыгрывает: мол, конечно-конечно, весь внимание. А Люба уже раскрывает альбом:

- Вы такого никогда не видели!

И тут-то Серёжка пугается не на шутку:

- Кто не видел? Я?! Мама! Ты что?! - короче, возвращает Любу в сегодняшний день.

А мы пока остаёмся в Любином прошлом.

Три первых года войны Люба с детьми и свекровью провела в Татарии, работала в типографии и руководила фермой. Наша мама запомнила только одно: драники из гнилых картофельных очисток - объедение, лакомство её детства.

В 1944 году они вернулись в Москву на Арбат, в дом, где мама родилась. Сейчас он надстроен и перекрашен, так что даже мама, когда мы вместе гуляли по центру, не сразу его признала. Но потом сориентировалась: подъездная дверь по-прежнему выходит в Серебряный переулок, и вон то окно на четвёртом этаже - их комната.

Комнату мама помнит: не слишком просторная, но главное, вмещаются обеденный стол и диван. На диване спят всей семьёй: если лечь поперёк и подставить под ноги стулья, всем хватит места. А по выходным сюда набиваются гости. Весело: песни, танцы, смех.

По длинному общему коридору маленькие мама с сестрой катаются на велосипеде от прихожей до кухни, где на шести столах шипят шесть керосинок, а свободное пространство перегорожено на части стираным бельём. У каждой семьи свой постирочный день, и в кухне происходит непрерывная смена сухого белья на мокрое. Ванна всегда занята стиркой, и мыться приходится по субботам в бане. Из-за бани сёстры ненавидят субботу.

Вся родня живёт в таких же густо населённых коммуналках, и поход в баню превращается в важное семейное дело. Готовятся тщательно: складывают чистую одежду, полотенца, мочалки и шайки. Сходятся вместе, как на праздник: Люба с дочками шагает с Арбата, Любина свекровь - с Белорусского, мужнина кузина - с Красной Пресни.

Занимают очередь и топчутся на улице часа два, а то и три. В предбанник впускают партиями. Здесь женщины, не сбивая очереди, садятся на лавки и продолжают движение вперёд, скользя задами по сиденьям.

Наконец, они внутри. В клубах пара маячат отвислые груди, дряблые животы, распущенные, как у ведьм, космы. Взрослые суетятся, занимают лавку и ошпаривают её кипятком. Сестёр сажают, мылят, трут, ненадолго выставляя за дверь продышаться, чтоб от духоты не упали в обморок. Самое страшное ждёт в конце: их окатывают целой шайкой воды, дыхание перехватывает, сейчас захлебнутся.

Томас Щетовски. Не нашли название картины, у автора есть несколько схожих на тему Атлантиды, но мы примерно так представляем себе айсберг
Томас Щетовски. Не нашли название картины, у автора есть несколько схожих на тему Атлантиды, но мы примерно так представляем себе айсберг

Среди всех лишений послевоенного времени едва ли не самым тяжёлым кажется отсутствие интимности, необходимость существовать на виду у всех. Тело, открытое посторонним взглядам, уже принадлежало не тебе, а родине. И жизнь твоя тоже принадлежала ей. Чтоб оставить себе хоть каплю личного, приходилось прятать чувства и проблемы. Чувства - ото всех. Трудности - от близких, которых надо беречь. Выступая на пионерских сборах, Люба открывала лишь верхушку замороженной подводной глыбы и, возможно, сама не сознавала, что прячет в глубине.

Начало историй можно прочитать тут.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение)

Будем благодарны за ваши комментарии)