Любой родитель, воспитывающий разнополых детей, расскажет миллион историй о том, чем отличаются друг от друга мальчики и девочки.
А действительно ли они такие разные? И так ли важна эта информация?
В царской России традиционно существовало деление учеников по половому признаку: были отдельные классы, и даже целые учебные заведения для мальчиков и для девочек.
Начиная с советского периода и по сей день смешанное обучение является приоритетным в нашей стране. Хотя по желанию родителей могут быть сформированы отдельные классы.
Раздельное обучение сегодня практикуется в Англии, Японии, Франции и Америке. В Германии же разделение школ по половому признаку запрещено, исключение составляют некоторые частные закрытые школы.
Почему же вообще возникла идея обучать мальчишек и девчонок по отдельности?
Справедливости ради стоит отметить, что различия между активностью мозга мальчиков и девочек наблюдается еще во внутриутробном периоде.
После рождения кора головного мозга у девочек развивается гораздо быстрее, поэтому считается, что девочки раньше начинают говорить, и им легче дается обучение.
Из-за этих особенностей девочки быстрее начинают оценивать происходящее вокруг, именно поэтому они больше подвержены страхам. Ученые установили, что мальчики уже к 9-10 месяцам способны контролировать страх и сохраняют эту способность на протяжении всей жизни.
Какие еще различия между мальчиками и девочками можно наблюдать?
1. Девочки лучше воспринимают информацию на слух, для мальчишек предпочтительнее визуальные образы. Если учитель будет только рассказывать и ничего не показывать, вполне возможно, что ученик-мальчик ничего не запомнит. При этом девочки более чувствительны к шуму, в то время как мальчишки чаще не обращают на это никакого внимания.
2. В дошкольном возрасте у девочек более развита мелкая моторика, соответственно, они лучше рисуют, лепят, а, в последствии, пишут. Движения кисти рук у мальчиков по развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.
3. Девочки чаще опираются на «ближнее зрение» - они играют в куклы, раскладывают перед собой игрушки, рисуют, им достаточно маленького уголка, в то время, как мальчишки используют большее пространство: бегают, бросают мяч, догоняют друг друга. Мальчикам для развития нужно больше места, если не хватает горизонтальной плоскости, они переходят в вертикаль: лазают по деревьям, забираются по лестницам. Именно по этой причине традиционные школьные условия более комфортны для девочек, мальчишкам в классе тесновато.
4. Девочки могут сразу включаться в работу, мальчишкам же нужно время, чтобы настроиться на урок. Этот процесс может длиться около 15 минут. Поэтому если начать объяснять новую тему в самом начале занятия, есть шанс, что мальчишки не усвоят информацию.
5. Мальчишкам сложно выдерживать эмоциональное напряжение, если они устали или расстроены, то просто могут отключить слуховой канал, и, как говорится, в одно ухо влетело, в другое вылетело, минуя мозг. Девчонки более терпеливы и стрессоустойчивы.
6. Мальчики лучше справляются с заданиями при ярком свете и в более прохладном помещении.
7. У мальчиков лучше развито трехмерное мышление, они могут представить фигуру в объеме, вращать ее, видеть в разных ракурсах. Такая способность сформирована у них уже к 7 годам.
8. Девочки легче усваивают алгоритмы и действия по шаблону, в то время, как мальчишки более склонны к выдвижению новых идей, фантазированию, поиску. Поэтому девчонкам легче выполнять работу по правилам, как того требует школа. Мальчишкам же такие задания чаще всего просто неинтересны.
9. Мальчики способны сконцентрироваться только на одной задаче, девочкам же свойственна многозадачность, они легко переключаются с одного задания на другое и могут удерживать в памяти несколько идей.
10. У девочек в умственной работе задействованы в среднем 7% клеток головного мозга, а у мальчиков всего 4-5%.
Так, можно смело утверждать, что школа сама по себе создана больше для девочек, чем для мальчиков. Если вы мама мальчика, и совсем расстроились, прочитав эти пункты, знайте, что эти отличия проявляются достаточно явно только в начальной школе. Ближе к подростковому возрасту мальчишки начинают догонять, и даже перегонять девочек.
Большая команда ученых из Израиля, Германии, США и Швейцарии на основе исследования мозга 1400 мужчин и женщин пришли к выводу, что между интеллектом и полом нет никакой связи. Есть только особенности, которые стоит учитывать при организации учебного процесса, чтобы сделать его более комфортным и результативным.
Нужно ли создавать отдельные классы для мальчиков и девочек?
Автор статьи:
Елена Съёмщикова, специалист по дошкольному развитию детей