Как часто вы адресуете «нельзя» своему ребенку? Один раз в неделю, один раз в день, или со счету сбились?
На самом деле тема «нельзя» и «нет» очень спорная. Раньше родители не так заботились о нежной детской психике, и запрещали то, что считали нужным. Времена были другие: нужно было работать в поле, заботиться о хозяйстве, не до детских прихотей. С развитием общества стали все больше обращать внимания не только на базовые потребности. Появилась психология, стали думать не только о выживании, но и о качестве жизни.
Конечно, системы воспитания разнятся. Наверняка, многие слышали о восточном постулате, что до пяти лет с ребенком нужно обращаться как с царем, то есть ничего не запрещать.
В разных странах разные традиции. В Индии, например, детям запрещают кричать. Но учат этому родители своим примером, стараясь не повышать голос и обучая с малых лет контролировать эмоции.
В Китае же преобладает жесткая дисциплина. Перечить родителям нельзя. Взрослые определяют порядок дня, кружки, занятия для своих детей. Послушание на первом месте.
В Англии, стараясь развить в ребенке уверенность, родители не налегают на ограничения, предоставляя свободу выбора.
В Италии царит культ семьи и детей. Услышать слово «нельзя» ребенку практически не удается, с детства его капризам потакают и стараются выполнить любую просьбу.
Как же обстоят дела с «нельзя» в России? Наверняка сказать очень сложно, каждая семья решает этот вопрос индивидуально. Кто-то очень категоричен и стремится выдрессировать ребенка. Некоторые впадают в другую крайность, разрешая абсолютно все. Но, по моему мнению, истина, как чаще всего и бывает, лежит посередине.
Конечно, послушный ребенок – это удобно. Сказали сидеть – сидит, сказали делать – делает, прям робот с кнопочкой управления. Но нормально ли это?
Начну с того, что слова «нет» и «нельзя» вполне нормальные, и иногда даже необходимые. Ребенку важно ощущать границы. Мир без границ для малыша опасное и пугающее место. А в атмосфере страха невозможно развитие. Ребенок в возрасте 3-4 лет уже способен понимать, что можно делать, а что нельзя. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными.
Многие родители боятся отказать в чем-то своему ребенку в ущерб своим интересам. Да, все мы хотим дать детям максимально возможное, но что видит ребенок в такой ситуации? А видит он следующее: маму можно перебивать, интересы мамы не важны, мои заботы важнее, чем родителей, неважно чем заняты родители, я в любой момент могу получить то, что мне нужно. Сможет ли в такой атмосфере ребенок научиться уважению, пониманию других людей, нормальной коммуникации? Скорее всего нет.
Значит можно говорить «нельзя» всегда, когда посчитаешь нужным?
Нет, слово «нельзя» несет в себе очень тяжелую эмоциональную окраску. И применять его нужно только в экстренных случаях, как стоп-кран в поезде.
Скорее всего, это касается вопросов жизни и смерти.
Слово «нельзя» должно стать настолько редким, чтобы, услышав его, малыш понял всю серьезность ситуации.
Необоснованное и часто употребляемое «нельзя» приводит
- к апатии ребенка, он теряет интерес к миру, пропадает мотивация исследовать окружающее пространство;
- к заниженной самооценке. Зачастую дети, слыша запрет, воспринимают его как «ты не сможешь с этим справиться» и теряют веру в свои силы и способности;
- к подавлению эмоций: нельзя плакать, нельзя кричать, нельзя кидать игрушки, нельзя бегать, нельзя чувствовать и выражать свои чувства. О важности эмоционального развития можно почитать в нашей статье.
Как же выставить границы, создать запрет, если это необходимо, и не навредить ребенку?
- Стараемся заменить слово «нельзя» на более мягкое «не надо», «лучше так не делать», «остановись».
- Объяснить почему «нет». Нельзя переходить улицу на красный свет пешеходного светофора не потому что просто нельзя, а потому что это опасно,едут машины; не стоит есть снег, потому что он холодный, может заболеть горло, снег грязный. Объяснять снова и снова пока ситуация повторяется.
- Не обращать внимание на пустяковые моменты: разлил сок, бросил игрушку, выбрал другую шапку – это не повод для «нельзя», это повод поговорить и объяснить, а возможно, и дать поступить так, как хочет ребенок, ну пусть попробует есть суп вилкой, а вдруг получится.
- Повернуть ситуацию в позитивное русло: нельзя есть конфеты – можно есть яблоки и бананы, нельзя рисовать на обоях – можно раскрасить плитку в ванной специальными смывающимися красками, нельзя резать шторы – вот тебе старые джинсы для экспериментов.
- Быть последовательным. Засовывать пальцы в розетку нельзя ни вчера, ни сегодня, ни завтра, даже если будет плакать, даже если заболеет и это принесет много радости. Нет, значит нет. И даже если у папы спросит, и даже по праздникам. Только сначала объяснить, почему нет.
- Корректируем запреты с возрастом. В три года нельзя резать ножом, а в семь уже можно научиться. Не пытайтесь ограничить во всем, помните про развитие и инициативу.
Самое главное в вопросе запретов разумный подход и общение с ребенком, тогда никакое «нельзя» и «нет» не сможет навредить.
Автор статьи:
Елена Съёмщикова, специалист по дошкольному развитию детей