— Фильмов о заводе было немало, но эта удивительная художественная коллекция почему‑то всякий раз выпадала из поля зрения, — говорит продюсер картины Сергей Почин. — Сценарий мы создавали вместе с журналистом Иннокентием Ивановым, который специализируется на документально-историческом кино, это далеко не первая его работа в подобном ключе. #INJECT_1# Истоки проекта, о котором идет речь, относятся к первой переписи населения страны, проведенной в 1897 году. Спустя несколько лет Николай II поручил Императорскому фарфоровому заводу создать коллекцию, которая запечатлела бы все нации и народности, проживавшие на территории государства. Скульптор Павел Каменский, трудившийся над ее созданием, был главным художником императорских театров. Он много работал над костюмами и очень хорошо понимал, в чем суть бытового своеобразия каждой нации и народности. Кстати, он приходился внуком известному живописцу, медальеру и скульптору графу Федору Толстому. — Каждая фигура — ручная работа, пустить производство на поток было практически невозможно. Их изготавливали в одном-двух экземплярах, они изначально не были рассчитаны на серийное производство, — поясняет Почин. — Спасибо нашему оператору-постановщику Максиму Коновальчуку: благодаря ему зрители могут очень внимательно рассмотреть фарфоровые скульптуры. Предварительный список насчитывал 400 мужских и женских фигур, в настоящее время известно о существовании оригинальных 74. Полностью реализовать замысел помешала Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция. Большая часть коллекции не разошлась по частным собраниям, а была сохранена в нескольких крупнейших музеях. Именно поэтому среди главных участников документального фильма — генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамеры) Андрей Головнев, директор Российского этнографического музея Юлия Купина. По словам Пиотровского, эти фарфоровые фигуры очень «живые» и кроме политического и эстетического значения имеют еще и научное, ведь все они были исполнены точно и аккуратно. Благодаря своей достоверности работа Павла Каменского подобна историческому документу, описавшему несколько десятков народностей, населяющих Россию. Кстати, в фондах Кунсткамеры сохранились нераскрашенные статуэтки из этой коллекции. А уже в наше время «предметный» ряд продолжился. Фигуры изготавливали, к примеру, по пожеланию некоторых региональных лидеров, например, губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. В изначальной коллекции не были запечатлены представители народов, населяющих этот край. Так что идея, заложенная больше века назад, сохраняет актуальность до сих пор: страна по‑прежнему многонациональна, более того, не теряет традиций и своеобразия отдельных народностей. — Мы воспринимаем коллекцию Павла Каменского как своего рода памятник культуры, который находится в ряду ему подобных, — говорит Почин. — И наш следующий фильм будет посвящен серии книг «Живописная Россия», созданной в начале ХХ века по инициативе Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Это тоже памятник величия нашей страны, уникальность которой состоит именно в ее многообразии.
В Эрмитажном театре показали премьеру документального фильма «Нация в фарфоре»
2 минуты
45 прочтений
15 декабря 2022