Долго подступала к книге, сама не знаю почему. Прочитав в прошлом году "Восьмирье", узнала о популярной трилогии и - добавила ее в "Мои книги". И только "Колизион" сподвиг меня взглянуть на "Авионеров". Взглянула и - пропала на несколько дней. Замечательное подростковое ( и не только!) фэнтези.
Начиналось все как самое обычное повествование о школе, о лучших ученицах и изгоях, о желании понравиться и добиться цели, о дружбе и недопонимании - в общем, полный набор проблем переходного возраста, только с поправкой на фэнтезийный мир, где нет магии, зато есть аэролиты - камени, при помощи которых поднимаются в воздух авионы.
Это мир, в котором практически нет преступлений и агрессии (так кажется, по крайней мере).
Знакомясь с Арамантидой, я все время ловила себя на мысли, что вижу доведенный до абсурда мир Грибоедова, где негласно правят женщины. Помните, знаменитое "муж-мальчик, муж-слуга" и не менее узнаваемое "Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" Именно женщины могут разбудить аэролит. Сначала женщины становятся авионерами.
"Авионеры – новая сила Империи. Сила, которой владели исключительно дамы. Сила, которую невозможно было игнорировать и с которой нельзя было не считаться. Решительные, свободные, независимые – они показывали всем остальным дамам, какими те могут стать. Могут, даже если у них нет собственных летных камней. А уж первая авионера об этом позаботится."
Потом постепенно занимают все ответственные посты в империи, смещая мужчин, а в итоге - мужчины превращаются в домохозяев: готовят, следят за домом, воспитывают детей. Все наоборот, в общем.
Даже деньги у каждого свои - желлинги и мэннинги.
Всех, кто становится на путь предательства или порока, наказывают. Но тюрем здесь тоже нет. Зато есть технология по превращению людей в монкулов - плчти роботов. Лишенные воспоминаний о себе, о семье, о мире в целом, они способны только выполнять несложную работу, а приказы воспринимают по свистку.
Странный мир?
Необычный.
А еще Арамантида находится в состоянии вялотекущего политического противостояния с Третьим континентом. На мысе Горн смелые авионеры регулярно вступают в воздушные поединки с авиолетами Континента.
Да, начиналось все как незатейливое повествование о непохожем на наш мире, однако переросло это в масштабную картину борьбы за независимость своей страны, когда от каждого человека зависит общий исход.
На первый взгляд, ничего нового в трилогии нет. Одни предают и себя, и друзей, и страну. Другие раскрываются совсем с неожиданной стороны. Да и рассуждения героев самые простые - ничего выдающегося нет.
"Про то, что и дружба, и любовь испытываются горем, знал каждый. А вот то, что радость – это тоже испытание, понимали не все. Настоящая, казалось бы, дружба могла вполне успешно устоять перед трудностями, но частенько не выдерживала, когда к одному из друзей приходил подлинный успех".
Однако эта простота - несомненное достоинство книги. Зачем говорить о житейских проблемах высокопарно?
Каждый герой же получился по-настоящему живым, объемным; нет только положительных или отрицательных, и это замечательно, потому что наши ошибки и делают нас людьми.
Николь, в лучших традициях жанра, - Избранная. Только она и ошибки допускает, и друзей обижает, и далеко не всегда принимает правильные решения. Да и в целом ей пришлось потрудиться, прежде чем стать Лидером.
Ансель, вопреки законам империи, сумел стать конструктором, лучшим за многие десятилетия. Но и он - запутавшийся молодой человек, об избранности которого, кстати сказать, мало кто знает.
Трудности первой любви переживают все герои. Самый нелегкий выбор предстоит сделать Агате. Ей вообще "достанется" больше других: в Сирионе она будет среди врагов.
Пожалуй, наиболее полноценный и вместе с тем неожиданный образ - Эва лин Монро (какое чудесно-говорящее имя). Капризная актриса, получившая чин майора, удивляет каждым поступком.
А вот герой-любовник - Тристан, единственный мужчина-авионер, но и он многогранен. А потеряв аэролит, теряет свое сердце. Он пьет, погружается в себя и находит силы , когда враг на пороге.
Хорошо показаны сомнения людей, обиженных на правительство Арамантиды, узнавших правду о монкулах и вскрывших обман об аэролитах. Но принцип "права она или виновата, она моя родина" срабатывает, когда империю захватывает враг.
Эпилог получился просто замечательным. Финал почти открытый: мы не знаем, как живут главные герои, какие их связывают отношения - нет ничего из разряда "натужного" happy еnd(а). Более того, все изменения, произошедшие в империи, мы видим глазами нового героя - юноши, приехавшего в Сирион на Церемонию камней. (Первая глава 1 книги - Ника спешит на Церемонию и точно так же останавливается перед зданием Министерства полетов, чтобы прочитать девиз: "Покорившие небо правят миром". Так кольцевая композиция помогает читателю осознать, прочувствовать, какой ценой достается нам свобода.) Да, трилогию можно читать даже ради одного эпилога.
Хорошая книга, а Марина Ясинская стала одной из любимых писателей подростковой литературы.
"Сила - это необязательно разрушение или насилие. Сила может быть созиданием и защитой. Сила - это ответственность перед тем, кто слабее. Проблема вовсе не в наличии силы, проблема в том, кто и как ее применяет".