Найти тему
Кинокотик

Как создавались и что означают костюмы в сериале "Уэнсдей"

Сериал "Уэнсдей" Тима Бертона стал самым просматриваемым на Netflix за первую неделю (более 340 млн часов просмотров), на вторую побил собственный же рекорд (более 400 млн часов просмотров), не говоря уже о рекорде “Очень странных дел”, а на третью установил еще один рекорд - 1 млрд часов просмотров! Новые приключения повзрослевшей Уэнсдей Аддамс (в сериале ей уже 16) не в последнюю очередь пленили наши сердечки благодаря визуалу: обновленному образу главной героини и остальных персонажей. Давайте посмотрим, как создавались эти образы.

Над костюмами в сериале работала прославленная Коллин Этвуд, которая сделала с Бертоном 14 проектов, включая “Эдвард руки-ножницы” и “Алиса в стране чудес”, за которую она получила “Оскар”. Еще у Коллин в копилке - “Оскары” за костюмы первых “Фантастических тварей” и мюзикл “Чикаго”, но нам важнее, конечно, ее тандем с Бертоном и понимание того, как мыслит режиссер. Еще важно напомнить, что Тим Бертон в 90-х готовился снимать “Семейку Аддамс”, но выбрал в итоге “Бэтмена”, а Аддамсы перешли Барри Зонненфельду. Бертон позже хотел снять мультфильм, но в итоге добрался до семейки лишь в сериале.

Коллин Этвуд и ее костюмы к фильму "Белоснежка и охотник"
Коллин Этвуд и ее костюмы к фильму "Белоснежка и охотник"

Перед Коллин Этвуд стояла непростая задача: с одной стороны, воссоздать культовых персонажей, с другой - сделать их современными и интересными. Именно поэтому она отказалась от викторианского и эдвардианского стиля в костюмах и взяла за основу стиль 50-60-х годов, который снова входит в моду. Были и технические нюансы: например, ей пришлось искать все оттенки черного - “чтобы был богатый черный, а не черная дыра”, смеется она. Дело в том, что на камеру просто черный смотрится плоско и как пресловутая дыра. Поэтому Этвуд пришлось экспериментировать.

Начнем с Мортиши Аддамс, сыграла которую Кэтрин Зета-Джонс. Этвуд не хотела менять силуэт героини, но хотела поэкспериментировать и сшила кожаное платье. Оно было крутым, но художница поняла, что это перебор. “Мортиша выглядела как модница, а не как мать – а мы хотели подчеркнуть последнее. Поэтому я вернулась к обычному варианту, но сделала боковые вставки: два куска ткани, скрученные вместе словно плавники – они вдохнули в платье новую жизнь”. Не обошлось и без утягивающего корсета, но боковые вставки тоже работают на иллюзию того, что у актрисы тонкая талия. Что касается волос, то парик Кэтрин сначала был длиннее, но затем Этвуд решила, что он выглядит неживым, и прямые черные волосы укоротили. Цвет лака и помады Мортиши тоже пережил изменения: теперь он не кроваво-красный, а сливовый.

Гомеса Аддамса сыграл Луис Гусман, и Этвуд вспоминает, что делала его образ как шарообразного человечка, который буквально утопает в полосках своего костюма. Полоски, смеется она, это очень по-бертоновски: у него есть “полосатые” герои в фильмах “Биттлджус”, “Кошмар перед Рождеством” (здесь он продюсер) и даже в “Сонной лощине”. “Тима притягивают полоски, и я всегда стараюсь что-то с этим сделать вместо того, чтобы воскликнуть: «Господи, опять эти полоски!»” Например, для Пагсли команда Этвуд специально связала полосатый свитер так, чтобы полоски были немного плавающими. Это сделало его как будто бы расплывающимся.

Кругленький Гомес, Мортиша и Пагсли (оба - с оптическими иллюзиями)
Кругленький Гомес, Мортиша и Пагсли (оба - с оптическими иллюзиями)

Но, конечно, самое интересное в сериале - образ Уэнсдей Аддамс. Этвуд и Бертон освежили его, придумав героине челку. А однажды на примерке кому-то пришло в голову добавить девочке веснушек. “Простая и гениальная вещь, - говорит Этвуд. - Это новый взгляд на Уэнсдей – менее клишированный. У нее всегда были косички – но такие тугие, в викторианском стиле, и мы решили смягчить этот образ этими идеями. Все это сделало героиню более уязвимой”.

Три версии Уэнсдей: Лиза Лоринг в сериале «Семейка Аддамс» (1964–1966), Кристина Риччии в дилогии Барри Зонненфельда 1990-х и Дженна Ортега в сериале "Уэнсдей" 2022.
Три версии Уэнсдей: Лиза Лоринг в сериале «Семейка Аддамс» (1964–1966), Кристина Риччии в дилогии Барри Зонненфельда 1990-х и Дженна Ортега в сериале "Уэнсдей" 2022.

В отличие от фильмов здесь Уэнсдей - главная героиня, и с нею происходит множество событий. Она учится в обычной школе, затем - в Академии Невермор, она фехтует, дерется, расследует преступления и в промежутках - учится. То есть одним платьем с воротничком было не обойтись! Поэтому Этвуд с нуля придумала для Уэнсдей обширный черно-белый гардероб. “Несмотря на свой мрачный нрав, Уэнсдей все равно – девочка-подросток, и она так же, как и другие девочки, экспериментирует с модой и своими образами, - рассуждает художница. - Так как в школе дети постоянно в форме, то их повседневная одежда обычно – полный экстрим, потому что они хотят отличаться от школьного образа”.

Но каноническое платье, в котором мы полюбили Уэнсдей Кристины Риччи, все же появляется в сериале: в нем Уэнсдей мстит старшеклассникам за Пагсли. В “Семейке Аддамс” у героини платье с принтом в иголочку, а в сериале - в мелкий цветочек, который, впрочем, издалека напоминает череп. Еще Этвуд удлинила и заострила края воротничка, сделав таким образом весь вид более строгим, взрослым и графичным.

Когда Уэнсдей попадает в Невермор, она вынуждена носить школьную униформу. Проблема в том, что она - ярко-сиреневого цвета в черную полоску, а у Уэнсдей - “аллергия на цвет”. Поэтому директриса Симс заботливо сделала для девочки серую форму в черную полоску. И если вы думаете, что это было самое простое для Этвуд - взять полосатую ткань и сшить костюм - то ничего подобного! Художница перепробовала много полосатой ткани - но на камеру все смотрелось очень плоско. “Мне нравятся неправильные полоски, и я заметила, что в кадре они смотрятся лучше, если их немного затушевать, чтобы они были менее жесткими, - рассказывает она. - Я разработала шелковый трафарет для полосок от светло-серого до темно-серого – так что каждая полоска не однотонная, в ней более одного цвета, что и сделало костюм не таким плоским”.

-7

Более того, форма Уэнсдей отличается и деталями кроя. Пиджак более приталенный, чем у других учеников, и из-под него всегда были видны рукава рубашки - Этвуд сделала это для контраста, чтобы на экране не было просто черное пятно. Подол юбки спереди короче, чем сзади - из-за этого он выглядит пышнее. Более того, складки юбки сделаны из разной ткани - она сшита полоска на полоску, и это видно лишь тогда, когда Уэнсдей двигается. Когда она стоит - складки закрываются, и это обычная юбка-плиссе. “То есть движения Уэнсдей – часть ее образа. Мы учли то, как она двигается и как при этом меняет ее форма”, - рассказывает художница.

В повседневной жизни Этвуд и сыгравшая Уэнсдей Дженна Ортега ориентировались на стиль Билли Айлиш как кумира подростков. «Мы правда хотели немного повеселиться, поэтому я сделала свитшот-оверсайз и маленькие туфли, а еще – всевозможную забавную повседневную одежду. Чтобы Уэнсдей не была все время в платье или униформе», - поясняет Этвуд. Зрители при этом тут же опознали модные бренды, которые носит героиня: на ней и кардиган Miu Miu, и джемпер Zara, и лоферы Prada, и кожаная куртка LK Bennett. Родители балуют девочку!

Но безусловный хит - это, конечно, платье, в котором Уэнсдей идет на школьный бал. По сюжету она покупает его в винтажном магазине, увидев на манекене в витрине, и Коллин Этвуд хотела сначала сделать что-то в стиле раннего Dior, но все было как-то не то. Пока однажды она не увидела в витрине лондонского бутика на Бонд-стрит платье для вечеринки от Alaïa - на манекене, буквально как и героиня! Этвуд сразу поняла: вот оно! В магазине она заставила свою ассистентку, такую же миниатюрную, как и Ортега, примерить платье, чтобы окончательно понять, подходит оно или нет.

-10

В чем прелесть этого наряда? По силуэту оно, во-первых, еще винтажнее, чем Dior: пышные плечи, узкая талия и оборки отсылают к знаменитой картине “Летти Линтон” 1932 года: тогда первый голливудский художник по костюмам, легендарный Адриан, придумал силуэт специально для широкоплечей Джоан Кроуфорд - и навсегда изменил мировую моду.

Легендарное платье Джоан Кроуфорд в фильме "Летти Линтон"
Легендарное платье Джоан Кроуфорд в фильме "Летти Линтон"

Во-вторых, темно-коричневый нейлон, из которого сшито платье, очень выигрышно смотрелся на камере. Этвуд уже делала из такого танцевальные костюмы и знала, что эта ткань очень хороша в движении, а не безжизненно висит на модели. Плюс она отлично отражает свет, что придает платью нужную глубину. Плюс на камере наряд не выглядит пресловутым “черным пятном”. А еще это нейлон неубиваемый: не мнется, не изнашивается, он легкий - с ним вообще ничего не надо было делать.

Дженна Ортега на съемках той самой сцены на балу
Дженна Ортега на съемках той самой сцены на балу

Тем не менее, небольшие правки у платья все же были. "Мы немного изменили линию декольте и форму некоторых оборок, потому что Дженна такая маленькая, что когда вы снимаете средний план – ничего, кроме оборок, не видно. Так что пришлось немного уменьшить объем у талии. Юбка осталась прежней, в основном мы возились с лифом, чтобы сделать его более кинематографичным", - рассказывает Этвуд. Еще она добавила воротничок, сделав небольшой оммаж каноническому наряду Уэнсдей.

Это платье - любимый костюм Этвуд. А у Ортеги он стоит на 3-м месте в топ-5
Это платье - любимый костюм Этвуд. А у Ортеги он стоит на 3-м месте в топ-5

Противоположность и альтер-эго Уэсндей - ее соседка по комнате Инид, жизнерадостная девочка-оборотень. Если Уэнсдэй мрачная и любит черная, то Инид - наоборот, фанат цвета (преимущественно розового). Но на самом деле по структуре ее стиль такой же, как у соседки. “Я использовала примерно те же идеи, что и для Уэсндей, просто с меховыми текстурами и мохером, - объясняет Этвуд. - Но в основе – все та же графичность. Обе девочки балансируют друг друга. У Инид в одежде – тоже полоски, но цветные. Она – экстремальная, баблгамная, яркая версия Уэнсдей. Первые примерки девочек проходили совместно – чтобы мы могли подчеркнуть их сходство и противоположность”.

Даже в костюме женщины-кошки у Инид вместо белых стежков - розовые. Этот костюм, конечно же, отсылка к героине Мишель Пфайффер в “Бэтмен возвращается”. И он стоит на первом месте в хит-параде Дженны Ортеги. “Мне он напомнил Эдварда руки-ножницы: материал был похож на кожу, и сшит он был как пэчворк, - рассказывает Ортега. - Неприятным было то, что под ним нужно было носить водонепроницаемый костюм, в котором невозможно было даже пописать. Так что на следующий день костюмеры нам проделали в них дырочки, и стало полегче”.

Еще одна противоположность Уэнсдей - мисс Торнхилл в исполнении Кристины Риччи. Этвуд хотела убрать все ассоциации с тем, что в 90-х Риччи играла Уэнсдей, поэтому сделала ее героиню максимально эклектичной. “В противовес Уэнсдей она – вся в принтах, цвете, с огромными очками, - говорит художница. - Слава богу, что Кристина отлично умеет носить винтаж. Героиня – ботаничка, поэтому в ее гардеробе преобладает зеленый. Я взяла тему и палитру растений и обыграла это в ее костюмах”.

-16

И вот мы добрались до директрисы Лариссы Уимс, сыграла которую Гвендолин Кристи. Актриса признается, что впервые в кино была такой красивой и роскошной. Колин Этвуд придумала, как обыграть ее выдающийся рост: она превратила директрису практически в Типпи Хедрен из “Птиц” Хичкока. Постер фильма висит у нее в гостиной, и когда она показала его Кристи, так воскликнула: “Боже, давай сделаем это!”

По мысли Этвуд, такие люди, как Уимс - политики, которые заставляют мир вертеться вокруг них. Так что им нужно презентовать себя как бизнес-людей, а не просто директоров школ. Поэтому классический образ Хедрен играет как нельзя лучше. Но Этвуд не просто сделала актрисе укладку и одела в костюмы и пальто фисташкового цвета. На столе в кабинете Уимс стоят чучела птиц - это тоже отсылка к Хичкоку.

-18

Обратите внимание на украшения директрисы Лариссы. Все они - современные: это бренд Schiaparelli​​, и на них настояла сама Гвендолин Кристи. Ее персонаж - не просто оборотень, а shapeshifter - меняющий форму, и дизайнеры с актрисой хотели как-то подчеркнуть это в облике Уимс. Поэтому у нее есть брошь в форме рта, а по всему браслету идет орнамент из глаз. “Она постоянно визуально сканирует комнату. Если не своим телом – то украшениями”, - объясняет Этвуд.

-19

Ну, и еще немного деталей в картинках.

В сериале практически ни у кого нет полностью темного костюма - Этвуд использовала черный и белый цвета, чтобы в кадре не было черного пятна. “Если у персонажа черная куртка, под ней он носит белую рубашку, чтобы вы видели, как из-под рукавов выглядывают манжеты”. А униформа Академии меняет цвет с разных ракурсов: она то синяя, то фиолетовая, то черная.

-20

На школьном балу костюмы заливает кровью, поэтому команда Этвуд искала множество белых костюмов, которые можно было бы купить оптом. Также искали одежду с гладкой тканью, без намека на вязаные нити - чтобы они не пропитались кровью. Тем не менее, у платья Инид - меховая оторочка, которая все-таки полностью пропиталась кровью.

Черный фехтовальный костюм - на четвертом месте в топе Дженны Ортеги, которая раньше никогда не занималась фехтованием. “Мы снимали эту сцену весь день. Женщины должны носить пластины на груди, и на то, чтобы просто сходить в туалет, тратишь 20 минут”.

-22

Что ж, вот так костюмы помогают раскрыть характер персонажа и его мир. Ждем второй сезон "Уэнсдей" и посмотрим, что еще придумает Коллин Этвуд!