Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Северная группа Керченско-Феодосийского десанта. С калькулятором по документам. 4-й отряд

Разбираться в хитросплетении документов, воспоминаний, донесений оказалось намного сложнее, чем казалось вначале. Нет ничего проще, чем, взяв документ (например, отчет по проведению операции), переписать его, воспринимая факты, изложенные в нем, как истину в последней инстанции. Большинство исследователей, так и поступают, подменяя работу историка, работой архивного работника. Работа архивариуса важна и нужна, но если исследователь ставит перед собой цель восстановить реальный ход событий, он должен быть профессионалом во многих отраслях науки.

Документы пишут люди. Чаще всего, они пишут их (особенно отчеты о боевых действиях), чтобы оправдаться, по принципу: «Больше бумаги, чище …репутация». В этих документах множество ошибок и опечаток. И документ, именуемый «Отчет о десантной операции по захвату Керченского полуострова 1941 год» [15] не исключение. Для примера приведу два взаимоисключающих фрагмента из одного и того же документа:

Один из них относится к описанию событий 19.12.41г. «При входе в бухту Булганак, канонерская лодка №4 и буксир с баржой подверглись атаке бомбардировщиков противника. Баржа № 59 была потоплена попаданием двух бомб …». Второй относится к 31.12.41г. « В Керчь вощли тральщик «Советская Россия с одним батальоном 83-й бригады морпехоты и баржа №59 с буксиром «Дофиновка с матчастью 111АП …»

Такая «каша» идет по всему документу. Путаются даты, места высадки, фамилии, названия кораблей. Хуже того, «Армейский» отчет об операции, выполненный генарал-майором Дубининым, почти полностью не соответствует «морскому». Даже точки высадки десантов у армейцев даны совсем другие. В чем-то более точен «армейский» отчет, в чем-то «морской», хотя объективно, армейцы подошли к своей задаче добросовестнее. Ладно, смотрим дальше историю высадки.

4-й отряд. Командир отряда – капитан 3-го ранга В.М.Дубовов, задача – высадка у м. Хрони, расстояние – 40-45 миль. По данным «Отчета» 4-й отряд вышел из порта Темрюк в 12:30 Отряд состоял из двух групп.

Западная группа: (старший группы – командир отряда) задача – высадка в западной части бухты Булганак. Высаживаемое подразделение – батальон 143-го стрелкового полка.

1. Канонерская лодка «Днестр», принявшая 95 человек. Ее данные аналогичны канлодке «Дон».

-2

2. Колесный пароход «Ейск», с небольшой осадкой (около 1,5 м) грузовместимостью 267 тонн, или 265 пассажиров. Колесный стальной однопалубный товарный пароход "Л.Ф. Гадд" был спущен на воду 26.07.1898 г. в Великобритании как грузовой. В 1901 г. перестроен в товаро-пассажирский для "Общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному морю". Порт приписки - Ростов-на-Дону. После Октябрьской революции 1917 г. национализирован и под наименованием "Ейск" вошел в состав судов Мортрана, затем Совторгфлота. В 1930-х гг. входил в состав Азовского государственного морского пароходства. С началом Великой Отечественной войны выполнял военные перевозки в Черноморско-Азовском бассейне. Был включен в состав высадочных средств для проведения Керченско-Феодосийской операции. Этот пароход принял 575 человек и две 45-мм пушки. Скорость по паспорту 7 узлов, учитывая буксировку высадочных средств, возможно, меньше.

пароход "Ейск"
пароход "Ейск"

3. Буксир «Дофиновка» с баржой «Таганрог» – 350 человек, 3 танка Т-26, 1 машина, две 76-мм пушки. Скорость не более 5 узлов.

4. Своим ходом следовали 5 сейнеров – 189 человек.

Всего:1209 человек, две 45-мм и две 76-мм пушки, 3 танка, 1 машина.

Восточная группа: (командир – капитан-лейтенант Сыроватин) задача – высадка в районе Юраков Кут (ныне – Юркино).

1. Переданная из 1-го отряда канонерская лодка № 4 (мобилизованный ледокол 1906 г. постройки, вооруженный двумя 76-мм пушками) – принял 150 человек (рота 1-го батальона 83-й бригады).

2. Вспомогательный тральщик Т-486 (он же № 43, он же «Советская Россия») Водоизмещение 1005 т (58,4 х 8,56 х 2,53 м). Паровая машина мощностью 360 л.с. обеспечивала ход 7,5-8 узлов. Вооружение две 45-мм пушки 21К, два пулемета. Корабль принял 436 человек, две 45-мм и две 76-мм пушки.

3. Тральщик Т-492 (он же № 52, он же «Белобережье»). Бывшая грунтовозная шаланда Черномортехфлота, постройки 1898 г. Водоизмещение 700 т. Вооружение: две 45-мм пушки, два 7,62 мм пулемета. Скорость хода 6 узлов.

"Белобережье"
"Белобережье"

4. Три средних сейнера приняли 120 человек, скорость хода 6 узлов.

5. Не указаны в посадке 30 байд и шлюпок, находившихся на буксире у кораблей.

Всего: 989 человек 2 две 45-мм и 2 две 76-мм пушки.

Всего по отряду: 2198 человек, четыре 45-мм и четыре 76-мм пушки, 3 танка Т-26, машина.

Средняя эскадренная скорость получается не более 6 узлов. Но отряд вышел раньше других. Подходное время к месту высадки 7 часов. Отряд в нормальных условиях гарантированно успевал к месту высадки.

По плану операции, 4-й отряд должен был высаживаться двумя группами: Восточная группа – штаб 83-й бригады и ее 3-й батальон, западная группа – 143 стрелковый полк.

Восточная группа оказалась ослабленной из-за того, что тральщик «Советская Россия», имея на борту основной состав 2-го батальона 83-й бригады, из-за грубейшей навигационной ошибки оказался совсем в другом районе. Остальной личный состав этого батальона (283 человека) находился на тральщике «Белобережье». На канонерской лодке «№ 4» находилось 150 человек 1-го батальона.

По версии «Отчета» восточной группе высадить десант не удалось, и она направилась к месту высадки западной группы, на противоположной стороне бухты. По данным Журнала боевых действий 46-й пехотной дивизии, попытка высадки вообще не отмечена. Противник отмечает появление 5 сейнеров западной группы перед Юраковым Кутом в 6:50 (7:50 по декретному времени). По данным «Отчета» противник попытался противодействовать высадке минометным огнем, а канонерская лодка «Днестр» открыла огонь, отвлекая минометную батарею на себя. По факту, точка высадки западной группы находилась вне зоны обстрела минометов, и (уж тем более) пулеметов противника.

Противник в донесении 42-го армейского корпуса в штаб армии указывает: «Юго-западнее мыса Хрони … противник высадился без противодействия, сломив сопротивление патрулей. Против группировки, высадившейся юго-западнее мыса Хрони, выдвинуты части 72-го пехотного полка». Отсутствие сил противника в этом районе, позволило подойти к берегу танкодесантной барже «Таганрог» и колесному проходу «Ейск», имевшему осадку всего 1,5 м. Пароход ошвартовался к барже, и, в результате, к 10:30 батальон 143-го стрелкового полка, танковый взвод и полковая артиллерия были выгружены. Противник указывает в Журнале боевых действий 42-го корпуса: «8.20 высажено около батальона в 3 км западнее Юракова Кута».

После выгрузки «Ейск» отошел от баржи, и лег на обратный курс. К этому времени подошли корабли восточной группы. В связи с потоплением земснаряда «Ворошилов», канлодка «№ 4» была направлена на спасение людей.

В 13 часов тральщик «Белобережье» завершил высадку, и лег на обратный курс. По данным «Отчета» в западной части бухты Булганак высадились 1452 человека:

– с парохода «Ейск» – 575 человек 1-го батальона 143-го полка;

– с баржи – 350 человек 1-го батальона 143-го полка, танкового взвода, полковой батареи, выгружено две 45-мм противотанковые пушки, 3 танка Т-26, радиостанция на машине, две полковых пушки,

– с 5 сейнеров западной группы – 189 человек,

– с тральщика «Белобережье» – 283 человека из 3-го батальона 83-й стрелковой бригады,

– с сейнера восточной группы – 55 человек.

Были высажены штабы 143-го стрелкового полка и 83-й стрелковой бригады. Сразу после высадки, отряд 143-й СП (командир – майор П.И. Левкович) немедленно двинулся по дороге к Аджимушкаю. Далее, действия прослеживаются только по немецким документам.

5-й отряд (командир – капитан-лейтенант Иосс). Высаживаемое подразделение – 12-я стрелковая бригада.

1. Т-491 (он же «Кизилташ», он же № 51) скорость 6 узлов. Бывшая грунтовозная шаланда Черномортехфлота, постройки 1925 г. Погружено 100 человек. На буксире 8 байд.

2. Т-513 (он же «Норд», он же тральщик № 65) Бывший теплоход Сочинских внутренних линий. Водоизмещение 285 т. Размерения 37,6 х 6,6 х 2,9 м. главная энергетическая установка дизельная одновальная, 375 л.с. Скорость 12 узлов. Вооружение: две 45-мм пушки, два 12,7-мм пулемета. Принял на борт 150 человек.

3. Буксир «Урицкий» с баржой «Должанка» приняли 210 человек. Скорость буксировки баржи неясна, но не более 5 узлов.

4. Восемь сейнеров приняли 540 человек.

Итого 1000 человек[1].

5-й отряд, имея на борту батальон 12-й стрелковой бригады, не высадился вообще. Выйдя в 22 часа 25 декабря 1941 г., он попал в разгар непогоды.

Т-491 (он же «Кизилташ») потерял все 8 лодок с десантниками, которые тянул на буксире. Лодки унесло в Керченский пролив, тральщик попытался найти их, но бесполезно. Т-513 (он же «Норд») попытался оказать содействие, но тоже бесполезно. Буксир «Урицкий» вынужден был поставить баржу «Должанка» на траверзе м. Ахилеон, так как не выгребал против ветра. Сейнера попытались двигаться самостоятельно, но вскоре вернулись обратно. К 9:00 26 декабря 1941 г. весь отряд вернулся в Кучугуры.

Таким образом получается, что были высажены две больших группы десанта (Челочик-Кошара и в районе бухты Булганак) и два более мелких отряда.

В 11 часов 26 декабря 1941 г. командир 5-го отряда получил указание высадить десант у м. Хрони, закрепляя успех 4-го отряда. В 16 часов 26 декабря 5-й отряд вновь начал движение, на этот раз по направлению к м. Хрони и бухте Булганак. При подходе к мысу отряд был обстрелян противником из минометов, и встал на якорь в 3-4 милях от берега.

Итог дня: из 7,7 тыс. человек удалось высадить на берег менее половины (примерно, около 3 тыс. человек). По официальным данным утонуло около 600 человек. В результате тщательного подсчета личного состава, высаженного на берег, вернувшегося в Темрюк, и высаженного в других местах, эта цифра возрастает в два раза. Пропало без вести 1072 человека, 12 сейнеров, потеряно 52 шлюпки и байды. Точных данных по потерям нет (и быть не может), потери по дням никем не подсчитывались, и в сводки не подавались.

[1] ЦАМО, ф. 216, оп. 1142, д. 9