Экономический парадокс кроется в том, что производители ветряных мельниц, такие как Siemens, несут колоссальные убытки, невзирая на проводимую политику энергетического перехода. Возникла необходимость пересмотреть энергетическую повестку, а также вытеснить китайских конкурентов с рынка.
Джо Кэзер (65 лет) и Лоуренс Калп (59 лет) в очередной раз встречаются в США. Будучи многолетними конкурентами, они сохраняют взаимоуважение друг к другу. Кэзер, являясь бывшим исполнительным директором Siemens, удовлетворен результатом дела всей своей жизни; Калп, являясь действующим исполнительным директором General Electric , поднял из руин икону американской индустрии. Все это, несомненно, объединяет обоих.
GE, приняв решение о распаде компании на три группы, проходит аналогичный путь, через который когда-то прошла Siemens. Подразделения, занимающиеся высокотехнологичным производством и продажей ветряных турбин, будут осуществлять свою деятельность под брендом GE Vernova.
Отрасль возобновляемой энергии терпит колоссальные убытки. Годовой убыток одной только Siemens Gamesa составил 940 миллионов евро, к слову всего Калп потерял 1.8 миллиардов евро за 9 месяцев в данной отрасли. Аналогичная ситуация сложилась у лидера рынка - дацкой компании Vestas, которая повергла в шок своим заявлением в начале ноября об убытках на сумму в 1.1 миллиард евро за период 9 месяцев. Положение не лучше и у небольшой немецкой компании Nordex.
В то же время производители надеются на светлое будущее. Например, Калп пообещал своим акционерам “долгосрочный рост”.
Что происходит в данной отрасли?
Убытки возникли вследствие губительной ценовой войны за доли рынка и составления контрактов, противоречащим правилам коммерческой осмотрительности. Невзирая на то, что среднестатистический срок составляет 5 лет с момента заключения контракта до изготовления ветряной турбины с ротором , тем не менее в контрактах производителей с операторами ветряных мельниц, извлекающих сегодня баснословные прибыли, не содержались пункты, учитывающие возможность пересмотрения условий контрактов вследствие значительного роста расходов на сырье. Стоимость изделий остается неизменной, в то время как цена на сырье вырастает в несколько раз.
На сегодняшний день производители извлекли урок из своих ошибок - цены за мегаватт час установленной мощности выросли с 700 000 до 1 миллиона евро. Siemens Gamesa расторгла ранее заключенные договора по причине экономической нецелесообразности.
При этом, во многих контрактах содержались формулировки, которые позволяли растущие цены на сырье, по крайней мере, частично перекладывать на заказчика. Один из руководителей одной из компаний сообщил: “Полной защиты от инфляции не существует”. Поставщики электроэнергии, такие как RWE неохотно идут на пересмотр условий контрактов, несмотря на свои сильные переговорные позиции.
Производителям ветряных мельниц остается полагаться на государственные программы, направленные на усиленное развитие ветроэнергетики, которые отражены в США в “Законе о снижении инфляции”, а в ЕС в “Зеленом пакте для Европы”.
Одновременно представители предприятий Vestas, Nordex и Gamesa просят политическую поддержку, включая ценовую защиту. Исполнительный директор Siemens-Gamesa Йохен Айкхольт (60 лет) сейчас находится в частых разъездах между Берлином и Брюсселем. Его требования и предложения подробно изложены в “белом докладе” от кампании Siemens Gamesa: начиная от автоматической корректировки цен потребляемой ветровой энергии согласно инфляционному индексу, ускорения процедуры получения разрешений, заканчивая оценкой качественных критерий тендеров. Наряду с ценообразованием большое внимание уделяется сохранению или созданию рабочих мест, а также возможности дальнейшей переработки роторов. Министерство экономики и развития Германии работает над разработкой критериев, которые насколько это возможно будут действительны на всей территории Европы. Отрасли требуется субсидии и недорогое кредитование.
Этими мерами планируется выдворить за пределы европейского рынка китайских конкурентов, которые на сегодняшний день предлагают услуги и товары со стоимостью ниже рынка на 30 процентов. Без вмешательства правительств ЕС существует риск разрушение отрасли ветряной энергетики. Можно констатировать факт, что ветряная энергетика столкнулась с угрозой своего существования.