Найти тему

Возможности когнитивно-поведенческого подхода для профилактики негативных последствий переживания чувства скуки

Автор статьи: Ирина Александровна Челнокова, кандидат психологических наук, преподаватель АНО ДПО «Национальная Академия дополнительного профессионального образования».

Аннотация

В статье раскрывается негативный характер совладания индивидов со скукой, которая, как и стресс, является нормальной защитной реакцией индивида на воздействие однообразных и монотонных стимулов окружающей среды. Рассматриваются прогрессивные направления когнитивно-поведенческого подхода, способствующие обучению клиентов адаптивному копингу с дискомфортным переживанием скуки.

Ключевые слова: скука, совладание, стресс, дезадаптивная реакция, зависимость, внимание, осознанность, психотерапия

Чувство скуки часто относится специалистами к социально-приемлемым, не вызывающим опасные последствия, психическим состояниям человека. Однако в связи с актуальными событиями, обусловленными мерами борьбы с пандемией, население разных стран оказалось в вынужденной изоляции, а проблема неумения совладания с возникающим чувством скуки оказалась не менее острой, чем тревожные и стрессовые расстройства, спровоцированные изменившимися условиями среды.

Таким образом, представляются справедливыми мнения отечественных и зарубежных авторов о нежелательности игнорирования клиентских запросов, касающихся чувства скуки.

Приведем некоторые примеры, подтверждающие целесообразность когнитивно-поведенческих вмешательств при жалобах клиентов на обострившееся чувство скуки, с которым он не может совладать.

Среди отечественных исследований выделим данные, полученные Ласовской Т.Ю. (2012) и др. Прежде всего, определена роль состояния скуки в диагностике пограничного личностного расстройства. Пациенты с ПЛР испытывают хроническое чувство тоски и скуки. Они плохо переносят одиночество, так как для них оно связано именно со скукой. По данным исследования, именно это чувство часто провоцирует суицидальные попытки, самоповреждение [4].

Скука играет одну из первостепенных ролей в процессе формирования зависимого поведения (Сквира И.М., 2013) [7]. На примере клинических случаев рецидивоопасных факторов алкогольной зависимости выявлено, что состояние скуки является распространенным триггером срывов больных в ремиссии. Напротив, формированию устойчивой ремиссии способствует появление смыслообразующих потребностей и социально-значимых ценностей, увлечений, улучшающих качество жизни пациентов.

Неблагоприятные способы совладания со скукой обозначены в исследовании Бузиной Т.С. (2016) [1]. Автор выявила, что «рискованное поведение в форме «поиска ощущений» в сочетании с недостаточной эмоционально-волевой регуляцией и низким мотивационным потенциалом личности является фактором риска зависимости от психоактивных веществ». У таких индивидов наблюдается малоактивное отношение к жизни, низкая нацеленность на достижения и осмысленность жизни в целом.

В зарубежных исследованиях также определены сходные тенденции. Лонгитюдное исследование A. Britton, M.J. Shipley (2010) показало, что респонденты, отмечавшие частые приступы скуки или постоянство данного состояния, умирали чаще в молодом возрасте, обладали менее крепкими показателями здоровья, имели меньше физической нагрузки чем другие, занимали менее высокие должности по сравнению с контрольной группой. Такие индивиды были более склонны к рискованному поведению, «вредным привычкам» [10].

Исследование патологической игровой зависимости и ее взаимосвязи с состоянием скуки и депрессией А. Blaszczynski, N. McConaghy (1990) [9] показало, что среди обследованных пациентов, проходящих лечение от гемблинга, выявлено три группы, в зависимости от степени выраженности отрицаемой ими неосозноваемой скуки и депрессии: пациенты с преобладанием склонности к скуке, депрессии, и смешанной склонности к обоим состояниям. На основании исследования авторами были разработаны методы помощи и реабилитации, используемые в процессе преодоления зависимости.

P. Toohey (2011) утверждает, что скука является неотъемлемым и необходимым состоянием человеческого существа. Автор утверждает, что в животном мире скука так же существует, это универсальное состояние присущее каждому существу. Скука является сигналом индивиду к избегания ситуаций, где его психическая, интеллектуальная деятельность может быть подвергнута угнетению. Он различает «простую скуку» и «экзистенциальную скуку».

Первая возникает ситуативно, реактивно, в ответ на монотонность окружающей действительности, обстоятельств, деятельности. Вторая - глубинное духовное страдание, которому сопутствует чувство изоляции и отчужденности [15]. Опираясь на анализ литературных, философских произведений, исторических данных, он делает вывод, что скука также является катализатором появления творческих идей и их реализации.

J. Sommers, S.J. Vodanovich выделили особую личностную характеристику - «склонность к скуке». Она коррелирует с такими состояниями как тревога, враждебность, одиночество, депрессия, безнадежность, снижение успешности обучения, трудовой производительности, нарушения пищевого поведения, злоупотребление ПАВ, а также другими невротическими и психосоматическими отклонениями, связанными с длительной монотонной работой. Склонные к скуке индивиды глубоко сконцентрированы на себе, более восприимчивы к физическим болезненным симптомы. Кроме того они демонстрируют высокие показатели по шкалам нарциссизма и отличаются дезадаптивным самосознанием [14].

И.П. Павлов называл скуку сном с открытыми глазами: скука развивается вследствие продолжительного пребывания субъекта в условиях монотонной деятельности. Многократного воздействие «на одну точку мозга» воспринимается как угроза истощения для нервных клеток, что в результате способствует общему торможению нервных процессов вплоть до наступления полного покоя (сна) [5]. Это открытие ученого позволило объяснить причину того, что скучающий человек может уснуть (например, вследствие длительного ожидания чего-либо), продемонстрировать защитный, охранительный характер скуки для нервной системы человека, что некоторым образом роднит данное состояние со стрессовой реакцией организма как его приспособительной функцией.

Снижение психической активности, обусловливается уменьшением активирующего воздействия ретикулярной формации на кору головного мозга. Утверждается, что в коре головного мозга, а в большей степени в ретикулярной формации присутствуют специальные «нейроны новизны», которые обнаруживают свойства привыкания к однообразным стимулам, способствующие торможению активности, и, как следствие, снижение активации коры головного мозга.

Е.П. Ильин со своими учениками разработал свое определение состояния скуки и апатии «они возникают как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т. е. снижения силы мотива, превращения его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу» (с.211). Автор разводит понятия скуки и монотонии: «скука может быть следствием как объективного и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), так и потери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не развитием запредельного торможения в двигательных центрах, а возникновением «эмоционально-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной» (с.212).

В процессе развития состояния скуки у человека происходит ряд сдвигов, касающихся возбуждения и торможения различных систем мозга и, в целом, организма. Ответной реакцией на желание прекратить скучную работу является активизация парасимпатической нервной системы (уменьшение ЧСС, снижение артериального давления). Эти сдвиги запускают механизмы саморегуляции, противоборствующие углублению торможения. Возрастает двигательное возбуждение, напряжение (мышц), укорачивается время простой сенсомоторной реакции, тонизируются корковые клетки и мотивационная сфера индивида. Изменения, происходящие в этих системах, обеспечивают защитный механизм, возвращающий устойчивость организму по отношению к монотонному действию.

Однако и эти механизмы постепенно истощаются, приводя к «перманентной монотонии». Такая картина в естественных и лабораторных условиях отмечается как при физической, так и при сенсорно-интеллектуальной работе [2].

Одним из важных открытий, которые помогут определить мишень терапевтической работы, является обнаружение связи процессов внимания и скуки. Так, J. D. Eastwood (2014) на основании исследований определяет скуку, как «незадействованное сознание», при этом, психика стремится к внешней стимуляции, но не может найти контакт со своей непосредственной средой обитания. Как высокий, так и низкий уровень возбуждения может сопровождаться состоянием скуки. Таким образом, скука - это фрустрированное желание в удовлетворяющей активности.

Если скука становится хроническим состоянием, то, по данным автора, может приводить к нарушениям пищевого поведения, наркотическим и алкогольным зависимостям. Состояние незадействованного сознания подкрепляет бесцельность в поведения индивида. Решением данной проблемы автор видит в повышении внимания и осознанности.

Скука может вызвать состояние «летаргии», дремоты, апатии, а с другой стороны способствует повышению активности для поиска способов преодоления скуки. Она является стимулом, который, так же как и боль, сигнализирует о нарушении порядка в системе. Индивид должен определить, о какой проблеме сигнализирует скука, и решить проблему. Однако часто человек применяет дезадаптивные способы решения проблем [11, 13].

J. Danckert предположил, что проблема скуки может быть связана с физиологическим недостатком внимания, в том числе с СДВГ [12]. Исследование состояния скуки у больных с различными травмами головного мозга показало, что у субъектов с повышенной склонностью к скуке наблюдается пониженная устойчивость внимания к предлагаемым заданиям, а также депрессивные тенденции. В другом исследовании выяснилось, что состояние скуки и депрессии обладают выраженной корреляцией друг с другом, однако являются различными категориями.

В связи с таким пониманием скуки, целесообразным представляется когнитивно-поведенческий терапевтический подход, помогающий сформировать адекватные альтернативные стратегии совладания с дискомфортным переживанием. В частности, подходящими направлениями работы представляются те, которые одной из основных задач ставят развитие уровня осознанности и внимания клиента, а именно метакогнитивная терапия, Mindfulness подход, терапия принятия и ответственности.

Метакогнитивная терапия предлагает ряд техник, позволяющих клиенту обучиться более эффективно и продуктивно регулировать содержание и направленность мыслительных процессов. Например, известная техника тренировки внимания (attention training technique, ATT). Разработана с целью воздействовать на несколько параметров такого болезненного процесса, как когнитивно-аттентивный синдром и на управляющие им метакогниции. В процессе упражнения пациента инструктируют направлять внимание на конкретные звуки из ряда одновременно исходящих из разных мест помещения звуков, сосредоточиваться на них и не отвлекаться на другие звуками. Процедура проводится так, что она постоянно загружает внимание.

Используются техники отстраненной осознанности, способствующие установлению связи с внутренними когнитивными процессами, обретению гибкого контроля над процессами переработки информации и концентрации внимания. Мысли и образы воспринимаются на метауровне как внутренние события. Отстраненность позволяет отделить себя от мыслей и образов, воспринимать их с позиции наблюдателя, как бы со стороны [8].

«Mindfulness» (англ. - «внимательность, памятливость») подход помогает индивиду обучиться воспринимать с терпимостью и готовностью любые, даже негативные мысли и чувства. С помощью ряда последовательных упражнений клиенту предлагается наблюдать за ними, принимая, не подавляя, без критики. Внимание направляется на восприятие действительности пятью органами чувств. Мысли и эмоции также «фиксируются», замечаются клиентом. Клиента обучают противостоять склонности к оценке, критике, но при этом развивать принятие любого состояния «здесь и сейчас» [3].

Терапия принятия и ответственности ставит своей целью формирование навыка психической гибкости для улучшения качества жизни. Психическая гибкость – это способность адаптироваться, быть открытым неприятным для нас ощущениям, чувствам и мыслям. Это способность принимать то, что может причинять дискомфорт, не отвергая, не прячась от этого [6]. ТПО базируется на шести ключевых принципах (разделения, расширения, вовлеченности, последовательности, принцип «я-наблюдатель», ценностный принцип), которые сообща работают над реализацией двух основных задач: а) эффективная работа над болезненными мыслями и чувствами и б) создание полноценной, насыщенной и осмысленной жизни. Реализация перечисленных принципов позволяет клиенту по-новому взглянуть на отрицательные мысли и чувства, вследствие чего резко снижается их влияние на клиента. Он обучается планировать и осуществлять конкретные действия, которые направляются индивидуальными ценностями клиента и потому являются эффективными.

Таким образом, усиливая способность клиента к широкому и свободному принятию и регуляции своей психической активности, непереносимое ранее чувство скуки становится одним из состояний, которые он может преодолеть, не прибегая к неполезной и разрушительной для себя активности. Развитие самосознания и уверенности в своей способности управлять своими переживаниями, становится прочной основой для профилактики развития дезадаптивных совладающих со скукой действий.

Список литературы

  1. Бузина Т. С. Психологическая модель профилактики зависимости от психоактивных веществ и сочетанных с ней парентеральных инфекций. Дис. доктора психологических наук: 19.00.04. Москва, 2016.
  2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
  3. Ковпак Д. В. Суицидальное поведение и ключевые концепты «третьей» волны когнитивно-поведенческой терапии. II Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии: сборник научных статей / [авт.-сост.: Ковпак Д.В., Ковпак А.И.]. – Санкт-Петербург: СИНЭЛ, 2016. – 108 с.
  4. Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Яичников С.В. К вопросу о дискриминативности диагностических критериев пограничного личностного расстройства. Медицина и образование в Сибири № 5 2012 г. С. 14.
  5. Поповский А. Павлов. "Законы жизни": Советский писатель; Москва, 1971. – 97 С.
  6. Пузыревич Н. Л., Свирид Д. В. Терапия принятия и ответственности. Психологическое благополучие современного человека. Материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. С. А. Водяха. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-predposylki-riskovannogo-povedeniya-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 19.03.2021). Екатеринбург, 2019.
  7. Сквира И.М. Психологические рецидивоопасные клинические ситуации у лиц с алкогольной зависимостью при формировании компенсированной терапевтической ремиссии. Проблемы здоровья и экологии № 2 (36) 2013 г. С.51-56.
  8. Уеллс Э. Метакогнитивная терапия тревоги и депрессии. Гилфорд Пресс, 2011. - 277 с.
  9. Blaszczynski, A., McConaghy, N. & Frankova, A. (1990) Boredom proneness in pathological gambling. Psychological reports, 67, 35–42.
  10. Britton A., Shipley M.J. Bored to death? International Journal of Epidemiology. 39 (2), 2010. P 370-371.
  11. Eastwood J. D., Frischen A., Fenske M. J., Smilek D. The Unengaged Mind: Defining Boredom in Terms of Attention. Perspectives on Psychological Science, 2012. P 7.
  12. Malkovsky E., Merrifield C., Goldberg Y., Danckert J. . Exploring the relationship between boredom and sustained attention Experimental Brain Research, Volume 221, Issue 1, 2012. – P. 59–67.
  13. Mercer-Lynn K.B., Bar R.J., Eastwood J.D. Causes of boredom: The person, the situation, or both? Personality and Individual Differences 56, 2014. - 122–126.
  14. Sommers J., Vodanovich S.J. Boredom proneness: its relationship to psychological and psychical-health symptoms. Journal Of Clinical Psychology, Vol. 56(1), 2000. P. 149–155.
  15. Toohey P. Boredom: A lively history. Yale University Press, 2011.

____________________________________________________________________________________

Хотите изучать когнитивно-поведенческую терапию, осваивать КПТ-техники и перенимать опыт признанных КПТ-экспертов? Присоединяйтесь к обучению на Базовому курсе КПТ.