Говоря о тревожном закликивании уведомлений я как будто бы сам того не замечая сказал гораздо больше, чем собирался. Поэтому в продолжение утреннего поста обсудим наши чувства, а точнее, попробуем определить где именно они находятся.
Психология, как вы возможно знаете, положила глаз на чувства относительно недавно - после Второй мировой войны, на волне популярности экзистенциализма. Да, у разговоров о чувствах и о том, что они "сугубо наши", есть конкретный исторический период возникновения, т.е. так было не всегда. Экзистенциализм как практическое направление исходит из "уникальности конкретной жизни, несводимой к общим схемам" - а значит, будет много сладкой патоки. Удивительно как много аналитиков сегодня совершенно не в курсе, что занимаются не психоанализом, а экзистенциальной психотерапией.
Но давайте вернёмся к утреннему примеру тревоги, связанной с закликиванием уведомлений. Откуда она возникает? Тот, кто "стоит в дозоре" и бдительно снимает уведомления, старается именно по той причине, что в сообщениях сказывается желание Другого, прочитываемое как требование. Так чья это тревога: бдительного "сторожа" или того Другого, который мерцает по ту сторону сообщения?
Ведь "дозорный" отказывает себе в наслаждении именно по той причине, что предполагает в Другом наличие тревоги, связанной с неотвеченным или непрочитанным сообщением, с "повисшими уведомлениями". Т.е. буквально с тем, что его желание обращено в пустоту и никем не подхвачено. Эту тревогу никто не обозначает, не говорит о ней и не указывает на неё, она совершенно невидима, и всё же поведение "встревоженного" человека указывает именно на то, что тревога есть - но как именно она есть? Разумеется, как аффект, который находится в Другом.
Этому стоит уделить внимание, поскольку эта звенящая тревога, переживаемая как сугубо личное, содержится в Другом и входит в поле субъекта именно через речь Другого, обращённую к нему. Другими словами, вся та бесконечная шумиха вокруг "наших чувств", "наших эмоций" и "глубоко личных переживаний" оказывается никуда не годной сладкой песенкой, скрывающей истинное положение дел.
Не своей тревогой тревожится "дозорный" из нашего примера - он захвачен тревогой Другого, извлекаемой из желания, воспринятого как требование. Он предполагает, что Другой будет встревожен отсутствием ответа, ведь его желание обращено в пустоту, - и встаёт на место объекта этого желания, поддерживая тем самым его тревогу и становясь её носителем. Если вам нужно ещё одно объяснение почему для ребёнка такое положение в желании матери невыносимо, то это оно, т.к. ребёнок вынужденно носит тревогу матери, пока не покинет это место.
Но, как вы уже догадываетесь, его невозможно покинуть полностью, т.к. периодически желания Другого, звенящие в речи, в сообщениях, в молчании - к слову о молчании аналитика, - и т.д. будут прочитываться как требования. А значит и тревога будет подхватываться и проживаться как "личная".
Но вот тот факт, что она нисколько не личная, и более того, находится в Другом, и позволяет с этой тревогой в анализе обойтись иначе. Разумеется, только в таком анализе, который не является махровой версией экзистенциальной психотерапии, воспевающей нашу уникальность и чувственность, где дрессируют перестать тревожиться и начать жить.
#психоанализ #тревога #желаниедругого
Рекомендую подписаться на группу в Telegram https://t.me/kaplyapsiho — там я выкладываю контент чаще и больше.