Найти в Дзене

"Тройке" - пятьдесят! ВАЗ-2103 всех цветов радуги из личного фотоархива

Удивительно, но на фоне громкого 45-летнего юбилея Нивы (его отметили еще в апреле) едва ли затерялось еще более серьезное число - 50 лет с начала выпуска ВАЗ-2103. Некоторые новостные ленты упоминали о юбилее первого "люксового" седана из Тольятти 1 сентября 2022 года. Но если честно, они немного лукавят... Ведь сентябрь 1972 года - это лишь дата начала сборка "переходных" ВАЗ-2103В с интерьером от "единички". Их, как известно, было выпущено полторы тысячи (хотя в сети иногда мелькает и число 1750). И только после этого начался выпуск уже полноценных "троек", с новой передней панелью и сиденьями. Что интересно, точную дату начала выпуска уже полноценных ВАЗ-2103 в сети никто не называет. Вероятно, это декабрь 1972 года или январь 1973-го. То есть настоящий юбилей модели должен быть где-то рядом! Интересно, что, по заверения специалистов в истории ВАЗ, машин из переходной партии 2103В сейчас осталось лишь около десятка. Да, и обычные серийные "тройки" в начале двухтысячных едва не исче
Перепечатка текстовых и фотоматериалов - только с письменного разрешения автора
Перепечатка текстовых и фотоматериалов - только с письменного разрешения автора

Удивительно, но на фоне громкого 45-летнего юбилея Нивы (его отметили еще в апреле) едва ли затерялось еще более серьезное число - 50 лет с начала выпуска ВАЗ-2103. Некоторые новостные ленты упоминали о юбилее первого "люксового" седана из Тольятти 1 сентября 2022 года. Но если честно, они немного лукавят...

Ведь сентябрь 1972 года - это лишь дата начала сборка "переходных" ВАЗ-2103В с интерьером от "единички". Их, как известно, было выпущено полторы тысячи (хотя в сети иногда мелькает и число 1750). И только после этого начался выпуск уже полноценных "троек", с новой передней панелью и сиденьями.

Что интересно, точную дату начала выпуска уже полноценных ВАЗ-2103 в сети никто не называет. Вероятно, это декабрь 1972 года или январь 1973-го. То есть настоящий юбилей модели должен быть где-то рядом!

ВАЗ-2103 - это первый автомобиль из Тольятти, который я начал снимать на улицах из исторического интереса. Впрочем, притягивает взгляд и цветовая гамма этих машин
ВАЗ-2103 - это первый автомобиль из Тольятти, который я начал снимать на улицах из исторического интереса. Впрочем, притягивает взгляд и цветовая гамма этих машин

Интересно, что, по заверения специалистов в истории ВАЗ, машин из переходной партии 2103В сейчас осталось лишь около десятка. Да, и обычные серийные "тройки" в начале двухтысячных едва не исчезли с российских улиц. Лишь повальная мода на олд- и янгтаймеры (примерно с 2015 года) привела к тому, что сохранившиеся автомобили начали массово доставать и выкупать из "дедушкиных" гаражей. Радует то, что большинство из них имеют маленькие пробеги и сохраняют заводские окрасы.

Сейчас ВАЗ-2103 являются полноправными участниками любых исторических выставок и "тусовок", посвященных советскому автопрому. Данный кадр сделан на Ретро-параде в Санкт-Петербурге в мае 2022 года
Сейчас ВАЗ-2103 являются полноправными участниками любых исторических выставок и "тусовок", посвященных советскому автопрому. Данный кадр сделан на Ретро-параде в Санкт-Петербурге в мае 2022 года

Что представляет собой ВАЗ-2103, большинство из вас прекрасно знает. В открытых источниках есть несколько теорий появления этой модели - и наиболее реалистичные утверждают, что без участия итальянцев разработка "тройки", как и "копейки", не обошлась. Но в любом случае стоит признать, что список отличий между эти двумя моделями очень серьезный:

В описании ВАЗ-2103 много раз придется использовать слово "первый". Например, это первая Лада с ремнями безопасности (как раз в 1973-1974 годах европейские страны массово вводили их обязательное использование, пока только на передних сиденьях)
В описании ВАЗ-2103 много раз придется использовать слово "первый". Например, это первая Лада с ремнями безопасности (как раз в 1973-1974 годах европейские страны массово вводили их обязательное использование, пока только на передних сиденьях)
Вообще, во имя безопасности ВАЗ-2103 получила еще обязательный вакуумный усилитель тормозов (плюс датчик низкого уровня тормозной жидкости) и задний противотуманный фонарь
Вообще, во имя безопасности ВАЗ-2103 получила еще обязательный вакуумный усилитель тормозов (плюс датчик низкого уровня тормозной жидкости) и задний противотуманный фонарь
Что касается передней оптики, то здесь все очевидно: четыре фары головного света (отдельно для ближнего и дальнего) сделали машину солиднее, а водителя - увереннее в темное время суток
Что касается передней оптики, то здесь все очевидно: четыре фары головного света (отдельно для ближнего и дальнего) сделали машину солиднее, а водителя - увереннее в темное время суток
Солиднее "тройка" стала не только за счет фар. Внешнее количество хрома на "тройке" столько велико, что даже не нуждается в тюнинге. "Вайтволлы" шин на автомобилях для внутреннего рынка СССР штатно не ставили
Солиднее "тройка" стала не только за счет фар. Внешнее количество хрома на "тройке" столько велико, что даже не нуждается в тюнинге. "Вайтволлы" шин на автомобилях для внутреннего рынка СССР штатно не ставили
Зато сама резина была новая, с радикальным кордом (ИЯ-170 размерности 165/80R13). Она обеспечила лучшую управляемость благодаря более высоким сцепным свойствам
Зато сама резина была новая, с радикальным кордом (ИЯ-170 размерности 165/80R13). Она обеспечила лучшую управляемость благодаря более высоким сцепным свойствам
В салоне, как уже сказано выше, "тройка" в качестве отличий от "единички" получила новую панель приборов с тахометром и улучшенные передние сиденья, дающие водителю и пассажира чуть больше пространства над головой
В салоне, как уже сказано выше, "тройка" в качестве отличий от "единички" получила новую панель приборов с тахометром и улучшенные передние сиденья, дающие водителю и пассажира чуть больше пространства над головой
Дверные панели 2103 получили длинные ручки-подлокотники, руль - травмобезопасную накладку, центральная консоль - место под магнитолу так называемого европейского стандарта 1DIN
Дверные панели 2103 получили длинные ручки-подлокотники, руль - травмобезопасную накладку, центральная консоль - место под магнитолу так называемого европейского стандарта 1DIN
В заднем диване появился центральный подлокотник, на полу - ворсовые ковры, в торцах передних дверей - светоотражающие катафоты. Кстати, у ранних машин задняя табличка Жигули была белой, а не черной...
В заднем диване появился центральный подлокотник, на полу - ворсовые ковры, в торцах передних дверей - светоотражающие катафоты. Кстати, у ранних машин задняя табличка Жигули была белой, а не черной...
Была у ВАЗ-2103 еще и улучшенная система выхлопа. Но главное - это, конечно, сам двигатель: 1451 кубик и 77 (исправлено) лошадиных сил. Это было очень прилично для европейской малолитражки тех лет!
Была у ВАЗ-2103 еще и улучшенная система выхлопа. Но главное - это, конечно, сам двигатель: 1451 кубик и 77 (исправлено) лошадиных сил. Это было очень прилично для европейской малолитражки тех лет!
Стало быть, первой среди Жигулей "тройка" достигала максимальной скорости 150 км/час. При разгоне до "сотни" она укладывалась в 19 секунд даже с четырехскоростной КПП. Но в Тольятти уже готовились превзойти эти показатели с новым ВАЗ-2106...
Стало быть, первой среди Жигулей "тройка" достигала максимальной скорости 150 км/час. При разгоне до "сотни" она укладывалась в 19 секунд даже с четырехскоростной КПП. Но в Тольятти уже готовились превзойти эти показатели с новым ВАЗ-2106...
На максимальный уровень производства (220 тысяч или ровно треть от всего выпуска в Тольятти) третья модель вышла лишь раз - в 1975 году. Начиная уже со следующего года позиции "тройки" стала активно теснить новая "шестерка"
На максимальный уровень производства (220 тысяч или ровно треть от всего выпуска в Тольятти) третья модель вышла лишь раз - в 1975 году. Начиная уже со следующего года позиции "тройки" стала активно теснить новая "шестерка"
Из всех выпущенных 1,3 млн экземпляров более чем треть (то есть примерно 450 тысяч) ушла на экспорт. Конечно, большинство машин продавались в странах Восточного Блока...
Из всех выпущенных 1,3 млн экземпляров более чем треть (то есть примерно 450 тысяч) ушла на экспорт. Конечно, большинство машин продавались в странах Восточного Блока...
На четыре основных страны - Болгарию, Венгрию, Чехословакию и ГДР - пришлось свыше половины экспорта ВАЗ-2103. В частности, в ЧССР с 1983 по 1982 год продали почти 63 тысячи таких седанов
На четыре основных страны - Болгарию, Венгрию, Чехословакию и ГДР - пришлось свыше половины экспорта ВАЗ-2103. В частности, в ЧССР с 1983 по 1982 год продали почти 63 тысячи таких седанов
Не обделил вниманием ВАЗ-2103 и советский кинематограф: машину можно увидеть в фильмах "Ирония судьбы" и "Москва слезам не верит". Но первой и в каком-то смысле даже рекламной для модели работой стала комедия  "Невероятные приключения итальянцев в России" 1973 года
Не обделил вниманием ВАЗ-2103 и советский кинематограф: машину можно увидеть в фильмах "Ирония судьбы" и "Москва слезам не верит". Но первой и в каком-то смысле даже рекламной для модели работой стала комедия "Невероятные приключения итальянцев в России" 1973 года
Сейчас, спустя полвека с начала выпуска "тройку" любят в основном за нарядный внешний вид и яркую цветовую гамму... Кстати, является ли данный цвет заводским? Напишите в ваших комментариях
Сейчас, спустя полвека с начала выпуска "тройку" любят в основном за нарядный внешний вид и яркую цветовую гамму... Кстати, является ли данный цвет заводским? Напишите в ваших комментариях

Доступна в продаже моя новая книга по истории Mercedes-Benz: