Недавно Егор Голов, старший преподаватель кафедры транспортных систем СПбГАСУ, получил патент на своё изобретение – Программу расчёта скорости автомобиля-участника ДТП в момент столкновения с учётом полученных деформаций. Что это такое и как это работает? Читайте дальше!
Исследованием вопросов безопасности дорожного движения я начал заниматься задолго до поступления в аспирантуру. Еще в 2013 году, являясь студентом первых курсов бакалавриата кафедры транспортных систем на автомобильно-дорожном факультете, я открыл для себя такой род деятельности, как дорожно-транспортная экспертиза (ДТЭ).
Тогда я никак не мог понять, почему, несмотря на наличие существенного опыта в области методического и методологического обеспечения проведения ДТЭ, вопрос установления фактической скорости движения автомобилей в момент перед столкновением при ДТП до сих пор не может быть решён. Именно тогда и появился большой интерес, в некоторой степени даже азарт, который и стал для меня одним из сильнейших стимулов.
Начало исследования
На данную тему в июне 2022 года я защитил кандидатскую диссертацию. Любое исследование начинается с обзора и изучения уже накопленного опыта, анализа возможных путей решений выявленной проблемы, после чего выдвигается гипотеза и экспериментально доказывается её основательность либо бесперспективность.
В рамках моего исследования потребовалось использование конечно-элементных программных комплексов для анализа повреждений автомобилей в результате ДТП. В последующем я применил свои разработки на реконструкции реальных аварий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Что в этом инновационного?
Использование сложных мультидисциплинарных математических моделей с высоким уровнем адекватности реальным материалам, конструкциям и физико-механическим/производственным процессам, применение best-in-class технологий, разработка цифровых двойников само по себе не обеспечивает инновационный прорыв.
Его может обеспечить оптимальное и эффективное комплексирование различных best-in-class технологий с добавлением оригинальных кросс-отраслевых интеллектуальных ноу-хау. В результате формируется комплексное высокотехнологичное решение, которое априори является лучшим в мире на данный момент.
Уникальный результат
В итоге был создан программный продукт для экспертного использования, который позволяет проводить анализ и моделирование дорожно-транспортной ситуации. С помощью данной компьютерной программы могут быть произведены расчёты по определению скорости движения транспортного средства в момент аварии по полученным им в результате ДТП повреждениям.
Для этого предназначен программный компонент, разработанный для расчётов энергетического эквивалента деформаций по их величине и выполнения обратных расчётов, позволяющих установить характеристики движения автомобиля в момент, непосредственно предшествовавший контактно-следовому взаимодействию.
Одной из интересных особенностей работы в программе является возможность использования 3D-моделей автомобилей и результатов лазерного сканирования повреждённых транспортных средств.
Что насчёт практического применения?
Результаты работы, а также сама методика, алгоритмы, программы и формулы востребованы не только специалистами, занимающимися расследованием дорожно-транспортных происшествий (следователи, дознаватели, судьи, адвокаты и эксперты).
Они актуальны для всего дорожно-транспортного комплекса в целом: от конструкторов автомобилей до специалистов, занятых в строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, по которым и будут ездить эти же автомобили.
Уже сегодня разработанные мною решения активно и весьма успешно применяются в ряде крупных организаций, среди которых ИБДД СПбГАСУ, ООО «Деловой Эксперт», САО «РЕСО-Гарантия».