Культовые фильмы и сериал, которые смогли переплюнуть свой литературный первоисточник.
Принцесса-невеста (1987)
Легендарная сказка Роба Райнера стала одним из тех фильмов, чья культовость была признана лишь со временем. Тем не менее «Принцесса-невеста» — идеальный пример экранизации, которая по всем пунктам обошла свой оригинал. Она не только значительно расширила роман, написанный Уильямом Голдманом, но и добавила ему значительную степень динамики. В первую очередь — за счет яркой хореографии и эмоциональной игры актеров, исполняющих главные роли. Кэри Элвес и Мэнди Пэтинкин сделали своих персонажей бессмертными.
Дом Дракона (2022)
Приквел «Игры престолов», вышедший в этом году на канале HBO, также основан на произведении Джорджа Мартина, которое получило название «Пламя и кровь». При написании сценария шоураннеру Райану Кондаллу пришлось провести глобальную работу, поскольку роман «Пламя и кровь» мало похож на классическую художественную литературу. В большей степени это сухая сводка исторической хроники Вестероса, связанная с правлением рода Таргариенов. В романе также можно наткнуться на множественные слухи вокруг беловолосого семейства, половина из которых вряд ли претендует на правду. Кондаллу каким-то чудодейственным образом удалось «оживить» этот текст, превратив краткие описания фактов в настоящий фэнтезийный блокбастер: с эпичными полетами на драконов и масштабными кровопролитными войнами.
Властелин колец (трилогия, 2001-2003)
Признаемся честно: далеко не каждый из нас смог осилить монструозную трилогию, созданную Рональдом Руэлом Толкином. Несмотря на свою культовость в узких кругах любителей фэнтези, романы британского писателя никогда не были особо востребованы среди массовой аудитории, чего не скажешь о фильмах. В книгах Толкин, как правило, относился к своим персонажам как к мифологическим существам, лишая их развития и глубокой внутренней драмы. В трилогии Питер Джексон изменил этот подход, старательно очеловечивая каждого члена Братства кольца. И именно по этой причине нам так откликаются терзания Фродо, меланхолия Арвен или самоотверженность Сэма. Кто знает, смог бы «Властелин колец» стать таким важным произведением кинематографа, если бы не это.
Бегущий по лезвию (1982)
«Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филиппа К. Дика — один из самых известных романов в мире литературной фантастики. У книги совершенно точно есть множество фанатов, однако даже им придется согласиться с тем фактом, что стать «идеальным» роману мешает местами неровное повествование, а также вся арка, связанная с персонажем Джона Исидора. Фильм Ридли Скотта, несмотря на кассовый провал, всегда попадает в списки лучших научно-фантастический адаптаций XX века. Атмосфера нуара, четко проработанный сценарий, потрясающие актерские перформансы Харрисона Форда и Рутгера Хауэра делают «Бегущего по лезвию» таким великим. Скотту удалось не только переосмыслить идеи Дика, но и оживить его вымышленный мир.
Чарли и шоколадная фабрика (2005)
Роальд Даль был потрясающим писателем-сказочником, однако большая часть его произведений кажется достаточно устаревшей для человеческого сознания XXI века. Мастер мрачных историй Тим Бертон был идеальным кандидатом на роль режиссера, ему доверили не только адаптировать, но и осовременить классический сюжет Даля. В итоге история о мальчике-сироте, который выиграл золотой билет на фабрику шоколада, обрела множество дополнительных социальных и эмоциональных контекстов. А потрясающая трансформация Джонни Деппа в образ Вилли Вонки и вовсе заслуживает отдельных аплодисментов.
Патруль времени (2014)
«Патруль времени» Майкла и Питера Спиригов является адаптацией короткого рассказа Роберта Хайнлайна, который получил название «Все мы зомби». История о мире, в котором каждый получил возможность путешествовать в прошлое и исправлять собственные ошибки, увы, не входит в список лучших произведений писателя. «Все мы зомби» страдает от непоследовательности и слишком громоздкого повествования. Взявшиеся за экранизацию этого рассказа Спириги провели по-настоящему большую работу, превратив «Все мы зомби» в философскую притчу о фатальности времени, одиночестве и поиске любви.
Звездный десант (1997)
Еще одно произведение Хайнлайна, на этот раз адаптированное Полом Верховеном. «Звездный десант» — вероятно, единственный в нашем списке тайтл, который сложно сравнивать с оригиналом. Работающий на правительство США Хайнлайн написал промилитаристскую историю о солдатах, воюющих с армией жутких пришельцев-арахнидов. В своей экранизации Верховен основательно модифицировал основополагающие идеи Хайнлайна, спрятав за гиперболизированным сюжетом жесткую антивоенную сатиру. Можно сказать, что обе версии «Звездного десанта» по-своему достойны внимания, однако картина Верховена все же куда более актуальна сегодняшним реалиям.