В институте истории Ш.Марджани прошёл VII международный золотоордынский форум на тему «Цивилизационное значение принятия ислама волжской Булгарией и Золотой Ордой: интеграционные процессы в средневековой истории России». Корреспондент «Миллиард.Татар» побывал на мероприятии.
Наследие Марджани
О развитии и систематизации истории татарского народа в своём докладе рассказал ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. В своём докладе он сконцентрировал внимание на деятельности выдающегося богослова и историка татарского народа Шигабутдина Марджани: «Историю татар невозможно изучать без трудов Марджани». По словам Рафика Мухаметшовича, Марджани сконцентрировал своё внимание не просто на описании истории татарского народа от болгар до татар XIX века: Марджани пошёл гораздо дальше. Марджани попытался выработать методологию в изучении развития татар, а также развеять мифы, которые к XIX веку плотно укоренились в татарском самосознании.
Одним из таких мифов, прозвучавшим в докладе, является миф о трёх сахабах (сподвижниках Пророка Мухаммада), которые посетили Поволжье и принесли ислам на эту территорию. Из книги «Мустафад аль-Ахбар» следует, что Марджани не нашёл ни одного свидетельства пребывания сахабов на территории Поволжья. Однако находится информация о том, что в среде Пророка Мухаммеда был сподвижник, который знал тюркский язык. Благодаря это сподвижнику было составлено письмо, отправленное в земли тюркских племён. Марджани считает, что это письмо могло быть адресовано хазарам или булгарам. Однако в своей книге Марджани считает, что письмо могло быть изменено арабами уже после написания.
Культурные варвары
На сегодняшний день о Золотой Орде ходит множество страшных мифов, что отметил в своём докладе доктор исторических наук Искандер Измайлов. «Принято считать, что Золотая Орда – это исчадие ада, разорвавшее привычный образ жизни Евразии, уничтожившие ростки новой жизни», - заявил он. Из исследования историка следует, что Золотая Орда своим появлением очертила новый вектор развития Евразии на многие столетия вперёд. Современная история видит только плохое в Золотой Орде, забывая о её достижениях – это распространение письменности, науки, градостроения и ремесла на всей своей территории. Исследователь подчеркнул, что варварское государство не способно было бы удержать столь огромные территории только силой. В подтверждение этих слов он обратился к фразе советника Чингисхана Елюйю Чуцаю, который сказал великому хану: «Создать империю на коне можно, а удержать нельзя».
Вопреки мнению обывателя, Монгольская империя не была кочевым государством. Для удержания огромных территорий был создан целый государственный аппарат, который отвечал за разные сферы жизни империи. Для поддержания этого аппарата требовалась письменность, следы которой мы встречаем практически во всех городах империи: «У нас в сельсовете невозможно получить справку без нужных документов, что уж говорить про государственные органы. Опрометчиво преуменьшать роль письменности в средневековье». И на этом моменте исследователь разрушает миф, что единая монгольская империя, а позже и Золотая орда были безграмотными государствами.
Крепче Македонского и хлеб для империи
Единая Монгольская империя после смерти Ченгисхана просуществовала 50 лет, тогда как империя Александра Македонского буквально сразу же после его смерти была разорвана на куски. Жизнеспособность единой империи и Золотой Орды обеспечивала строгая иерархия знати и развитое производство. Территория контролировалась ханом через ярлыки, которые являлись юридическими документами Империи. Военное сословие в рамках такой системы чётко знало свои обязанности и понимало степень ответственности за их нарушение.
В разрушении мифов о Золотой Орде Искандер Лерунович приводит следующую статистику. В Нижнем Поволжье средняя численность города могла достигать 40 тысяч человек: в Лондоне 1377 года проживало примерно столько же. В самом Нижнем Поволжье проживало в районе 300 тысяч человек, и для снабжения такого населения требовалось огромное количество еды. Аграрным центром в те времена являлась территория Булгарии, где предки татар вырубали леса для выращивания пшеницы. Хлеб и древесина позднее уходила в низовья Волги.
Монгольский автодор
Успешность Монгольской империи Искандер Измайлов видит в её развитии сети дорог, которые протянулись от Каракорума до Сарая. На дорогах располагались торговые станции (караван сараи) и станции почтовые (ямы). Почтовые станции располагались друг от друга примерно на расстоянии 30-50 километров. Населению вменялась обязанность содержать данные станции лошадьми и едой. Из-за проработанной логистики гонцы могли доставлять информацию в кротчайшие сроки в самые дальние уголки империи, а торговые караваны за короткий промежуток времени пересекать огромные пространства. По оценке исследователя, гонец из Каракорума до Сарая мог преодолеть расстояние в 4100 километров всего за 20 дней: почтовые станции обеспечивали возможность скакать сутками, не прерываясь на сон.
Российские источники говорят, что отечественная почтовая служба берёт своё начало в XVI веке, что неправда. История почты в России начинается в XIII веке с монгольской системы ям: отсюда как раз и название «ямская служба». Европейский путешественник Сигизмунд Герберштейн в своём путешествии из Новгорода в Москву пишет следующее: «С помощью великокняжеской почты я доехал от Новгорода до Москвы за 72 часа, а один из моих служителей – за 52 часа, что достойно восхищения. Нигде в Европе не найти такой скорости». Могло ли варварское государство, которое способно только разрушать, создать такое? По мнению Искандера Леруновича, нет.
Что было до 922 года?
Важным вопросом в изучении культурного наследия татар являются вопросы расселения предков татар и принятия ими ислама. На этих проблемах сконцентрировался доктор исторических наук Фаяз Хузин. Из доклада учёного следует, что мусульманские погребения на Волге могут датироваться 7-8 веком, но тут есть проблема. Согласно исламской традиции, покойного хоронили без вещей, из-за чего исследователи не могут зачастую понять: могила мусульманская или её просто разграбили. Историк обращает внимание на то, что до принятия ислама Волжской Булгарией арабский путешественник Ибн Русте писал, что в булгарских поселениях есть мечети и мектебы (начальные школы).
После официального принятия ислама в 922 году хан Алмуш отправляется в низовья Волги, где при свидетельстве багдадского посольства закладывает камень будущего города Биляр, куда позднее была перенесена ханская ставка из Булгара. Город имел крепкие каменные стены и огромную соборную мечеть в центре города. Летописцы, упоминая Биляр в своих трудах, называли его величественным эпитетом «великий».
Ревизия памятников в Башкирии
Волжская Булгария, как и Золотая Орда, оставили множество памятников архитектуры по всей территории империи. Фаяз Шарипович отмечает, что в те времена эти памятники не воспринимались как продукт отдельной культуры, а труд целой империи. Иногда мы можем наблюдать, как наследие этих памятников пытаются приватизировать для подтверждения той или иной национальной концепции: «Эти памятники имеют прямое отношение к татарам, башкирам, марийцам и русским» – именно так прокомментировал попытку приватизации исторического наследия директор института истории Ш.Марджани Радик Римович Салихов.
Ситуация приватизации памятников культурного наследия происходит сейчас в Чишминском районе Башкортостана. В этом районе находится целый ряд мавзолеев Золотой Орды. По словам Фаяза Шариповича, архитектура данных памятников полностью соответствует булгарской. Данный факт отвергается башкирской стороной, которая делает акцент на том, что это памятники кочевой культуры. На данный момент в Чимшинском районе собирается открыться музей «Кочевой цивилизации». Радик Римович и Фаяз Шарипович выразили надежду, что данный музей будет включать в себя весь спектр истории народов Золотой Орды, а не делать акцент только на кочевой культуре башкирского народа.
Фаяз Шарипович отмечает, что башкирская исследовательская традиция говорит о том, что у башкир было множество городов. Исследователь, отвечая на этот тезис, отмечает, что сначала города нужно найти, а позже идентифицировать. После этой процедуры можно будет говорить об архитектурном и культурном влиянии. В противном случае подобное присвоение памятников может являться историческим ревизионизмом.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/mify-o-zolotoi-orde-megapolisy-na-volge-pervaya-pocta-i-peresmotr-istorii-v-baskirii-2573