Друзья, братья и сестры, сердечно поздравляю Вас всех с окончанием Рождественского поста и праздником - Рождеством по пло́ти Господа Бога и Спаси́теля нашего Иисуса Христа. Так, в полноте, звучит первый(не в церковном) году, двунадесятый праздник.
Данный праздник сформировался, по различным источникам, к 3-4 векам и изначально был соединен с другим великим событием - Крещением Господнем. Безусловно, говоря о Рождестве Христовом, мы говорим об Его Воплощении по плоти, а именно второй ипостаси - Бога Слова(Логоса). И всё таки, в этот раз я не буду загружать читателей подробной историей установления праздника, его особенностей богослужения, как он отмечается в той или иной точке мира. Всё это просто колоссальная информация, да и зачем она нам сейчас, когда родился Спаситель Мира. Именно об этом и хотелось бы поговорить. Кстати, предлагаю в этот день не просто говорить друг другу "с Рождеством", а именно "с Рождеством Христовым", почему, спросите вы? Да потому что мы наблюдаем деградацию отношения к Святыням и потерю исконного значения. Смыслы стираются и вот мы уже видим похабные, зачастую протестантские картиночки, где почтенный старец Иосиф рисуется молодым мужчиной. Это не просто кощунство, это насмешка над Христом. Обратите в этот день на каноническую Православную икону Рождества Христова, ознакомьтесь с её символами и значением того или иного изображения на ней.
И так, что же означает для человечества то, что произошло 2000 лет назад. Ну, а говорить я буду не от себя, а от Святых Отцов Церкви.
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос рождается», приготовляя верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубись в таинство Воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в Предвечном Совете Божием о бытии мира и человека в нем. Усмотри отражение его в сотворении человека. Радостно встреть первое благовестие о нем тотчас после падения. Проследи разумом постепенное его раскрытие в ветхозаветных пророчествах и прообразах. Уясни, кто и как приготовился к принятию Воплощенного Бога, под влиянием божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, перейди, если хочешь, за пределы народа Божия и там собери лучи света Божия, светящего во тьме, и сообрази, насколько избранные из всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского Смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост - соберись же попоститься, исповедуйся и причастись Святых Христовых Таин; это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого Господь даст тебе ощутить силу Своего пришествия во плоти, то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.
Феофан Затворник
И так. Ещё от праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы весь пост, мы готовились к встрече с рожденным Христом. Замечу, что так или иначе, мы встретим это событие, каждый по своему. Иные, как пастухи, которые не спали в ту ночь и первые пришли поклониться Спасителю (многие кстати в эту чудесную ночь будут находиться на Рождественской Службе), кто-то, как волхвы (олицетворявшие язычников) после продолжительного и далекого путешествия, ведомые Вифлеемской звездой, пришедшие поклониться Христу. Здесь мы можем сказать и о тех, кто узнает о Рождении Иисуса только спустя много лет, когда услышат Его голос на Нагорной Проповеди. Бог рождается для всех и каждого, в сердце, по своему и в своё время. Будем же помнить это и не отчаиваться, если видим, что кто-то из наших близких, родных или друзей, ещё не встретил Бога.
А ещё, святитель Филарет упоминает об "первом благовестии о нем(Рождении Спасителя) тотчас после падения" Подробнее, можете посмотреть вот в этом моём ролике - Почему пал Адам. Здесь я рассказываю о событиях грехопадения людей и последующем ожидании всем человечеством "Нового Адама"
В боговидной полноте эту мысль, как и основную идею праздника Рождества Христова, раскрывает святитель Иоанн Златоуст:
Через рождение Христа уничтожена продолжительная вражда и долгая война и наступил мир, давно ожидаемый ангелами и праведными людьми... Через него воздвигнуто знамение Креста, блестящее и славное, добыча Христова, начатой природы нашей, доспехи Царя нашего... Бог на земле, человек на небе, Ангелы сослужат людям, люди в общении с Ангелами и прочими Горними Силами; демоны убегают, смерть уничтожена, рай отверзт, клятва снята, грех исчез, заблуждения изгнаны, истина снизошла. Природа, от которой Херувимы оберегали рай, соединилась сегодня с Богом. Слыша это, оставь уныние. Выше всякой надежды и ожидания то, что Бог стал человеком. Если это совершилось, то и все последует за тем с разумной последовательностью. Он не унизил бы Себя так безрассудно и так напрасно, если бы не имел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу; родился от Жены, чтобы ты перестал быть сыном женщины; попустил, что отец Его Иосиф стал рабом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку.
Долгие поколения людей, до и после потопа, зная о пророчестве Пришествия Избавителя или лишь интуитивно чувствуя безвыходность языческого мира, все, так или иначе, ждали освобождения от власти смерти и греха. Только с Рождением Христа и Его последующим Крестным Подвигом, когда Бог стал человеком, у человека, как справедливо замечает святитель Афанасий Великий, появилась возможность "стать богом". Речь здесь безусловно о теосисе.
Вы только вдумайтесь, создатель Вселенной, Творец людей, сам стал человеком, из-за любви к нему, зная наперед о том, какую цену предстоит заплатить на Кресте.
Человеческое во Христе соединилось с Божественным, как повествует нам Халкидонское вероопределение: нераздельно, неразлучно, неслиянно неизменно. Христос в самом себе исцелил падшую человеческую природу и открыл всем нам, дорогу к тому, что бы и мы посредством правильной духовной жизни, соблюдения Евангельских Заповедей, через Смирение, достигли спасения души.
Братья и сестры, желаю, что бы в этот день, в сердце каждого человека находился Христос, многие успеют причаститься Святых Тайн на ночной праздничной службе, ну, за тех, кто еще стоит вне церковной ограды, я искренно молюсь, что бы однажды они, как те пастухи близ Вифлеема увидели чудесное знамение Рождества Христова:
И сказал им Ангел:
не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Аминь.