Немецкий мост в Ставрополе – это легендарное дореволюционное сооружение, особенно популярное среди любителей красивых фотографий, скалолазов и альпинистов. Это самая настоящая достопримечательность Ставропольской возвышенности, которую постоянно посещают местные жители и гости краевого центра, а самые смелые туристы остаются ночевать в палатке – рядом есть местность, подходящая для кемпинга.
История появления Немецкого моста в Ставрополе
В 1943 году Град Креста являлся крупным железнодорожным узлом, в состав которого входило 2 вокзала, грузовые станции и железная дорога (Туапсинская), проложенная в трёх направлениях:
- на запад – Армавир;
- на север – Кавказская;
- на восток – Петровское (ныне г. Светлоград).
Проектированием занимались немецкие инженеры, собственно, поэтому Немецкий мост в Ставрополе и получил такое название. Строительство дорог, как говорят историки, осуществлялось австрийскими и немецкими военнопленными. Но происходило это не в период Великой Отечественной войны, как думает большинство, а гораздо раньше – с 1909 по 1917 гг. Однако ещё во время Гражданской войны была уничтожена добрая часть железных дорог. Остальное доломали сами же немцы, правда, не до всех участков смогли добраться. Так остался в Ставрополе Немецкий мост – для истории.
Немецкий мост в наши дни
Проектирование железнодорожных магистралей и возведение мостов, необходимых для неё, было выполнено на высшем уровне. Смотря на архитектурное сооружение, не скажешь, что ему уже более века – достопримечательность достаточно хорошо сохранилась. Кажется, что мост простоит ещё несколько столетий – настолько «свежо» он выглядит, несмотря на неблагоприятный рельеф Ставропольской возвышенности. Его построили из местного камня-ракушечника без применения бетона.
Немецкий мост в Ставрополе удерживают пять громадных опор, диаметром 20 метров. Высота сооружения составляет 18 м, ширина – 6 м, а длина – 85 м.
Учитывая размеры моста и его отличную сохранность, сооружение пользуется большой популярностью у опытных альпинистов и скалолазов, которые регулярно устраивают здесь соревнования. Также достопримечательность посещают туристы и любители фотографии – на фоне моста, расположенного в лесу, получаются очень красивые и необычные фото.
Правда ли, что таких мостов несколько?
Туапсинская железная дорога распростиралась на внушительной территории, поэтому обсуждаемый в данной статье Немецкий мост является далеко не единственным сохранившимся объектом. Часть из них уже почти полностью или частично разрушены, другие до сих пор функционируют. Располагаются они в разных районах Ставрополя и края.
Сколько их всего осталось – неизвестно, да никто и не считал. Наиболее известные хотя и имеют разные названия, а всё равно происходит путаница. Чаще всего Немецкий мост путают с Новокавказским. Это и неудивительно. Большой Новокавказский мост тоже немецкий, так как был построен немцами и в то же время. Но располагается совсем в другом месте – на выезде из хутора Верхнеегорлыкский. Также есть Малый Новокавказский мост, располагающийся здесь же.
На «Чапаевке» (район Ставрополя) находится заброшенный Ташлянский мост, который местные называют «Турецкий». Но его мало кто посещает из-за непримечательной территории вокруг.