Я так ярко помню маленький крепкий дом моей бабушки, где практически все было сделано своими руками, от рушников (так у нас назывались льняные полотенца), до оконных рам самого дома. наволочки и пододеяльники с выбитыми узорами, пушистые перины, вышитые гладью и крестом скатерти, вековая дубовая мебель ... и все у бабушки скрипело и блестело от чистоты... и такой знаете - запах дома, сплетеный из запаха печеного хлеба и яблок.
Во дворе -колодец с ключевой водой, а за окнами кисло-сладкие шумящие вишни.
Три минуты пешком и я оказывалась у юркой реки Потудань, вода быстрая и искрящаяся - все было связано с этой водой и стирка белья, и мытье посуды, ловля рыбы, праздники, и просто отдых.
Бабушка вроде бы пела даже песни, люди жили в этом селе со звонкими голосами - певучие. Никогда не знала, но певческая традиция - это особый культурный пласт русского народа.
Бабушки говорила на каком-то особенном русском мелодичном языке, он сильно отличается от того языка, на котором мы с вами сейчас говорим, вроде и понятно - а повторить не сможешь. Фрекативная буква "г" - как яркий пример. Окончания слов иногда обрезались иногда смягчались мягким знаком.
И помню дубовый сундук с сокровищами, расшитой рубахой, поневой, цепочками бус.
Подробно о национальном костюме я уже писала раньше, можете почитать.
И хоть родители мамы меня не сильно жаловали, но воспоминания остались об их доме светлыми и радужными. Я много расспрашивала и одну и другую бабушку об их жизнях, они были не многословными, да и мама мало что знает. Еще во времена коммуны наш культурный код постепенно стирался, начиная от религии, кончая отобранного права чем - то владеть. Все отдали те, кто были свободен от крепостничества и землю и мельницу и чуть ли не жизни всей семьи. Цена была дорогой за право не быть раскулаченными...
Поэтому, в потерявшей свою самобытность семье я, мягко говоря, чувствовала себя белой вороной . Фраза "В кого она такая?" - это просто мое второе имя мое. Не было среди родни, ни художников, ни поэтов, да и что вообще говорить - бабушки были малограмотные. Так вот и живешь без роду и племени...
Но ведь что-то было такое, кто-то же был, кто передал мне страсть к рукоделию и рисованию. Даже прочла недавно, что есть такое понятие как генетическая память.
Генетики ищут особенности в воспроизведении повторяющий физиологических и поведенческих реакций в разных поколениях. Я могу привести пример, что поколения людей, предки которых воевали на ВОВ или были под оккупацией панически боятся взрывов и громких хлопков. Считается, что стойкий признак подобной реакции унаследовался на генном уровне.
Потомки Гитлера и Геринга, опираясь на эту теорию, прошли процедуру добровольной стерилизации для того, что бы не плодить на свете преступников.
Парапсихологи, психологи (прошу прощения в моем сознания это ниша псевдонаучных знаний) также говорят о генной памяти, это когда человек внезапно может вспомнить предыдущие жизни своих предков или свои жизни самостоятельно или при помощи техник регрессивного гипноза или по средствам холотропного дыхания (безумная чушь).
Философы, литераторы и другие творческие люди, зараженные идеями генной памяти, часто формулируют ту или иную ее формулу. Все по разному вспоминают, кто-то момент своего рождения, кто-то даже- момент своего зачатия, а кто-то вообще вспомнил, как создавался мир.
Я же считаю, что несомненно генетическая память есть, не спроста мои руки так настырно тянуться к рисованию. Ведь меня никто не развивал в детстве и даже в художественную школу меня так и не пустили. А я все равно рисую, и рисование - для меня сродни других естественных потребностей таких как моргать, дышать, думать... Очень люблю лепку и вязание... Просто мечтаю начать гончарить. Не это ли и есть та самая генетическая память?
В порыве такой вот душевной ностальгии у меня родился рисунок с национальным костюмом. Дальше из под моих рук вышла еще парочка этно-натюрмортов и тут, как говориться меня "понесло"....
Далее события развивались стремительно, в порыве душевного страдания, для себя я решила, что пора бы и отправить несколько работ на малую родину в местный музей, договорилась с руководством и вот мои работы - на стенах районного краеведческого музея.
И далее с подачи руководства музея, своими акварелями я поучаствовала в Воронежском областном конкурсе "Этнография в картинках", где я стала лауреатом первой степени.
И вот моя Россошанская Манёка красуется в выставочном зале Воронежского регионального отделения Союза художников России на выставке "Мир стоит на мастерах"... где меня в очередной раз отметили.
Устроители конкурса и выставки прочувствовали мою внезапно проснувшуюся любовь к родной земле (по - другому подобный успех сложно объяснить).
Фотографии с выставки мне любезно предоставила жительница города Воронежа и по совместительству художник, которая узнав о том, что моя акварель там представлена буквально за два часа до закрытия экспозиции сумела туда попасть. Спасибо Вам большое - Елена!
А моя душа продолжает жить родной землей и рваться в места, где продолжают расти так и не оборвавшиеся мои корни...