Bathory — это шведская музыкальная группа, возникшая в Стокгольме в 1983 году и внёсшая значительный вклад в развитие блэк- и викинг-метала.
Именно так написано в Википедии, и непосвященный читатель, скорее всего, не заметит никакого подвоха. Дело в том, что несмотря на внесенный этой группой ключевой вклад в развитие этих жанров, ее и группой-то в привычном смысле этого слова назвать нельзя.
Bathory окружен ореолом таинственности и обладает полумистическим статусом, а ее единственный участник — Куортон — столь же непонятный и непонятый многими музыкант, чье влияние, как обычно бывает, было по достоинству оценено только годы спустя, да и то лишь после его смерти.
Личности Куортона и его творческому пути и посвящена эта статья. Напишите в комментариях, как вы относитесь к творчеству этого музыканта в целом и к значимости Bathory в частности.
Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе всех новых публикаций!
№1
Бездыханное тело Томаса Форсберга было обнаружено 3 июня 2004 года в его квартире в пригороде Стокгольма. Причиной смерти 38-летнего мужчины стала сердечная недостаточность, при этом об обстоятельствах его жизни последних нескольких дней ничего не было известно.
Конечно, эта новость была воспринята общественностью трагически, но отсутствие более подробной информации о случившемся было для всех вполне уместным и единственно понятным. Томас Форсберг, более известный как Куортон, был основателем и единственным участником Bathory — культовой «группы», с подачи которой в течение первых семи лет активного творчества на свет появились два разных жанра — блэк- и викинг-метал. Неудивительно, что в его смерти было не меньше тайн и загадок, чем в жизни.
«Никто не делал чего-то похожего прежде — он был блэк-металлистом еще до того, как блэк-метал появился на свет». — Эрик Даниэльссон, фронтмен Watain и поклонник Bathory
№2
Несмотря на культовый статус и десятки (если не сотни) групп, называющих Bathory в числе своих основных источников вдохновения, к 2004 году детище Куортона оставалось в целом маргинальным проектом, не совсем забытым, но определенно не замеченным более широким метал-сообществом (о нем не писали даже в Metal Hammer). Отчасти все так сложилось по вине самого Куортона — он отказывался играть вживую, редко устраивал фотосессии, а все его ранние интервью состояли из мешанины правды и вымысла. В жизни, как и в смерти, Томас «Куортон» Форсберг оставался загадкой.
№3
Одним из немногих, кто действительно знал Куортона, был Йонас Окерлунд, известный режиссер и клипмейкер, прославившийся своей работой с Metallica, Rammstein, Madonna и другими. Будучи 17-летним поклонником метала и начинающим барабанщиком, выросшим в пригороде Стокгольма, Йонас был одним из основателей оригинального состава Bathory.
«Я и мой двоюродный брат Фредерик [Меландер], игравший на басу, искали гитариста и фронтмена, и объявление об этом мы разместили в местном музыкальном магазине. Куортон его увидел и пришел на репетицию.
Когда мы с ним встретились впервые, с его шеи свисали куриные кости, на нем были балетные трико в розово-черную полоску. Я и Фредерик подумали: «О боже, надеюсь, это не тот парень». Но когда мы начали играть, то были поражены. Эйс был потрясающим музыкантом» — Йонас
№4
Даже сегодня, спустя почти 40 лет их знакомства, Йонас по-прежнему называет своего старого друга «Эйсом» — прозвищем, которое подросток дал себе в честь Эйса Фрейли, гитариста своих любимых Kiss (единственной группой, которую Куортон любил больше, чем Kiss, были The Beatles, которых он иронично назвал «величайшим событием, когда-либо случавшимся в музыкальном мире»).
№5
Куортон был весьма умным и образованным парнем, но любил слагать о себе разные байки. К примеру, как-то раз он утверждал, что в раннем подростковом возрасте играл в многообещающей панк-группе, но убедительных доказательств, подтверждающих это заявление, нет. История Bathory также полна тайн и загадок. К примеру, утверждается, что в первые дни своего существования они отыграли несколько живых выступлений, и только потом Куортон полностью отказался от идеи публичных выступлений. По словам Йонаса, в этой информации есть доля правды.
«Мы играли на афтепати, если можно назвать это выступлением. И на наших репетициях постоянно тусовались разные люди, так что мы как бы устраивали шоу. Но мы не давали никаких официальных концертов». — Йонас
Что является неопровержимым фактом, так это два трека — Sacrifice и The Return Of The Darkness And Evil — которые трио все же успело записать для сборника 1984 года Scandinavian Metal Attack. Стена гитарного шума, гортанный вокал, оккультная лирика и низкое качество записи в один миг сделали Bathory особенным, недоступным и предельно экстремальным метал-актом.
№6
Scandinavian Metal Attack был выпущен на Tyfon Grammofon, принадлежащем ветерану шведской музыкальной индустрии Бёрье «Босс» Форсбергу. Мало кто знал, но «Босс» был отцом Куортона. Для своего сына он специально организовал дочерний лейбл Black Mark, где впоследствии и были выпущены все альбомы Bathory, а сам выступал продюсером каждой пластинки.
«Босс оказал большое влияние на карьеру Куортона. Он выпустил пластинки Bathory, хотя, вероятно, никто больше не стал бы этого делать». — Марк Раффнек, вокалист финской группы Oz
№7
К моменту выхода одноименного дебютного альбома Bathory (октябрь 1984 года) группу покинули Йонас Окерлунд и Фредерик Меландер. По словам Куортона, сам альбом был записан за 36 часов и обошелся в 2 000 шведских крон — чуть менее 200 фунтов стерлингов. О пластинке вышло несколько публикаций в музыкальных журналах того времени, но в целом грубая крайность таких треков, как Hades и Necromansy, воспринимались несерьезно и даже комично. Только спустя годы брутальное новаторство Bathory и его последователей The Return... и Under The Sign Of The Black Mark будет признано.
«В них была грубая, сатанинская тьма. Эти записи всегда будут лежать в основе жанра блэк-метал. Они очень важны» — Эрик Даниэльссон (Watain)
№8
По иронии судьбы, сам Куортон мало интересовался группами, на которые он оказал влияние.
«Эйсу никогда особо не нравилась норвежская блэк-металлическая сцена», — говорит Йонас, который поддерживал связь со своим старым другом еще долгое время после того, как покинул Bathory. «Ему не нравилась мысль о том, что он не может отделить фантазию от реальности».
№9
В буклетах к альбомам упоминаются имена музыкантов, которые принимали участие в работе над пластинкой, но, по мнению Йонаса, на самом деле в группе, кроме Куортона, больше никогда никого не было. Почти обо всем его друг позаботился сам.
№10
В 1985 году Куортон уже сторонился звука, который сам же и создал, и своего подросткового интереса к сатанизму, то и дело рассказывая журналистам, что теперь он слушает только классическую музыку. Возможно, это была еще одна история, придуманная им потехи ради, но к альбому Blood Fire Death 1988 года саунд Bathory начал меняться, придя в итоге к тому, что сегодня известно как викинг-метал.
«Люди говорят о «метале викингов», но мы на самом деле не знаем, как звучала музыка викингов. Для меня Hammerheart (5-ый альбом группы) — это идеал. Он такой сырой и в то же время мелодичный. Ему удается охватить разные стороны музыки». — Ивар Бьёрнсон, фронтмен Enslaved
№11
При всем имеющемся влиянии альбомы Bathory так и не получили широкого признания и не выходили за пределы метал-андеграунда, причем даже в тот момент, когда вдохновленная группой блэк-металлическая сцена начала свой путь к вершинам славы.
Как ни странно, но пока самого Куортона считали отцом-основателем сцены, сам он менял музыкальные жанры как перчатки: Requiem 1994 года и Octagon 1995 были довольно средними и припозднившимися трэш-пластинками, а пара сольных альбомов практически обнулила оставшуюся фан-базу Bathory — альбом 1994 года проявил любовь Куортона к глэму, в то время как Purity Of Essence 1997 года был еще более причудливым, неся на себе отпечаток как гранжа, так и брит-попа (в то время широко презираемый релиз, но надо признать, что он содержит несколько потрясающих песен).
«Не могу сказать, что мне понравились эти альбомы в музыкальном плане, но они служат еще одним подтверждением того, каким творческим и целеустремленным человеком был Куортон. У меня складывается впечатление, что многое он делал по наитию, не просчитывал. Он делал то, что ему нравилось, и делал это от всего сердца». — Эрик Даниэльссон (Watain)
№12
К новому тысячелетию Bathory начал возвращаться к более привычному саунду. В то время как Destroyer Of Worlds 2001 года был чем-то переходным между трэшем середины 90-х и викинг-металом 15-летней давности, альбомы Nordland I и II 2002 и 2003 годов соответственно были выполнены уже в жанре последнего.
Было бы неплохо сказать, что к моменту смерти Куортона в 2004 году карьера Bathory переживала возрождение, но это было бы не совсем точно. Серия ранних альбомов оставалась культовой среди поклонников экстремального металла, и их названия появлялись на футболках более осведомленных фанатов, но Bathory в значительной степени игнорировались основной металлической прессой, включая Metal Hammer.
Самого Куортона судьба Bathory уже похоже мало волновала последние лет 10. Еще в 1995 году, разговаривая с будущим основателем Sunn O))) Стивеном О’Мэлли в рамках интервью для журнала Descent, он пророчески заявил, что Bathory не будет через 10 лет.
«Я не могу сказать вам, когда наступит конец… Возможно, я решу покончить с этим в следующем месяце или через пять лет» — Куортон
№13
Смерть Куортона в 2004 году поставила точку в карьере этого самого необычного из музыкантов, оставив за завесой тайны многое из его биографии. В последующие годы более широкое метал-сообщество начало признавать важность и влияние Bathory. В 2010 году Watain исполнил сет из шести песен легендарной группы на шведском рок-фестивале.
«Мы увидели в этом возможность донести до людей важность наследия Куортона, — говорит Эрик Даниэльссон. «Мы были вдохновлены его видением в целом,и вдобавок ко всему, Босс согласился принять участие в шоу. У меня мурашки по коже от одной мысли об этом».
Йонас Окерлунд поддерживал связь с Куортоном еще долгое время после того, как покинул Bathory, чтобы заняться съемками клипов и фильмов. Он говорит, что больше всего сожалеет о том, что никогда не снимал для Bathory, хотя его неоднократно просили об этом.
«Эйс никогда не заботился о масштабах своей карьеры, его интересовало только творчество. И в этом плане он мог дать гораздо больше. Этого парня было не остановить. Будь он жив сейчас, первое, что я бы ему поспешил сказать, это то, как он на самом деле чертовски хорош». — Йонас
Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Также рекомендуем обратить внимание на следующие материалы: