ГЛАВА 69(Из серии "Хроники старого
меломана ")
Точную дату знакомства с этой группой я назвать не смогу. Возможно это произошло во время прослушивания одной из передач " Голоса Америки", где передавали одну из их самых известных песен "Bungle In the Jungle "Но особого впечатления она на меня тогда не произвела ,как и в последующем магнитофонные записи, которые мне приходилось слушать у своих знакомых .Но это и неудивительно т.к в то время моё внимание( и не только моё) было полностью поглощено более понятной, громкой и тяжёлой музыкой в духе 'Sweet" ,"Slade", "DeepPurple " и целым рядом других популярных групп середины 70-ых. Тогда мы с подозрением на предательство по отношению к рок-музыке относились к духовым инструментам и с трудом признавали их только в музыке "The Beatles", "Wings" и "Pink Floyd "а тут...флейта, плюс не слишком выразительный вокал.Почти три десятилетия творчество этой группы прошло мимо меня. Ситуация изменилась только тогда ,когда один из моих друзей-меломанов ( с ним я познакомился уже на " туче") придя ко мне домой сделал мне замечание, что в моей коллекции пластинок очень мало "интеллектуальной" музыки, хотя несколько альбомов "Yes ","Genesis 'и Рика Уэйкмана у меня на тот момент уже были. Он - то и рекомендовал мне обратить внимание на группу"Jethro Tull ".
"Вы все слушайте всякую попсу. Сколько можно слушать одно и то же? Пора переходить на более серьезную музыку"- так (или примерно так было сказано).Надо отметить, что было одно время когда на рынке стал наблюдаться повышенный интерес к различным группам, играющим нечто отличное от популярного тогда традиционного хард-рока ,блюза и рок-н-ролла. Одной из таких групп и оказалась "Jethro Tull", в музыке которой можно было встретить и одно ,и другое, и третье плюс фолк и ещё много чего другого, и все это сдобрено совсем нехарактерным и нетрадиционным инструментом для рока , как флейта. Первым полноформатным альбомом в моей коллекции оказался альбом " Thick As a A Brick" 1972- ого года. Помимо оригинального конверта в виде газеты пластинка содержала и весьма интересную музыку. Тексты группы- это отдельная тема , и я её затрагивать не буду. Пусть этим занимаются те, кто имеет высшее гуманитарное образование ,да и то , не всякий разберётся в его несколько заумных текстах ,перенасыщенных различного рода аллегориями и метафорами. Суть текста можно выразить тремя словами: "Жизнь после смерти".Следующим альбомом оказался альбом "Stand Up"1969- ого года .Мне известно,что этот альбом в свое время вышел на первое место в списке альбомов ,но на меня он произвел гораздо меньшее впечатление за исключением нескольких действительно удачных песен. То же самое я могу сказать и об альбоме "Benefit"1970-ого года. А такую пластинку как "A Passion Play" 1973-его ,честно могу сказать, я дослушал с трудом. Зато на меня самое благоприятное впечатление произвел альбом "Agualung"1971-ого года. Это действительно сильный и цельный альбом. Пожалуй на этом произведении мы остановимся более подробно. Должен отметить ещё одну вещь : из всех моих тетрадок, в которые я записывал все музыкальные новости (см.главы 1-3 настоящих "Хроник") нет ни единой строчки об этой группе. Видимо эта команда у нас в Союзе никак не афишировалась.Материал о записи этого альбома я обнаружил в одном из поздних номеров журнала "Ровесник " Вот этот материал:
Четвертый студийный альбом JETHRO TULL "Aqualung" (1971)- самая коммерчески успешная их работа: на сегодня его продажи в мире составили более 12 миллионов экземпляров ."Aqualung' полон экстравагантности, шарма и непредсказуемости. Идеальный сплав драйва, хард-рока и душевности фолк-музыки. Эта пластинка уже более 40 лет приковывает внимание слушателя. А её обложка стала одним из самых узнаваемых графических артефактов в истории рок-музыки.
Лидер группы и ее главный флейтист в роке Иэн Андерсон проделал замечательную работу. И хотя многие считают "Aqualung" лучшим произведением "Jethro Tull " сам Андерсон называет его "незрелым" и " слишком наивным". Это последняя работа группы в хард-роковом ключе: после Иэн пошел на сближение с арт-роком и даже поп-музыкой. Довольно интересный замысел- поставить несколько коротких акустических песен между жёсткими композициями.Это первый по -настоящему концептуальный альбом "Джетро Талл" ,где резким нападкам подвергается религия. Подобный замысел появился у Иэна давно. "В то время происходило разрушение многих важных моральных ценностей,-,вспоминает музыкант-секс вышел из подполья, а любовь и романтику задушила порнография... Я не христианин, но верю в существование Высшего Разума. Библию я не читал, но знаю ,о чем она" Андерсон предложил свою собственную трактовку бытия ,и ,надо сказать, весьма оригинальную.Согласно ей давным -давно Человек создал Бога по образу своему и подобию чтобы влиять на бедных и никчемных созданий, Аквалангов, которые несмотря на всю его неприязнь к ним всё-таки сумели выжить и рассеялись по миру. Потом уже Бог создал Землю, на которой теперь живут эти бездуховные твари, а настоящих людей крайне мало. Правда любой Акваланг может стать Человеком если произойдет какое-нибудь из ряда вон выходящее событие,которое откроет ему глаза".
Действительно, этот альбом отличался более вдумчивым подходом Андерсона к текстам. Однако, как вспоминает сам Иэн, он был не единственным автором слов к заглавной композиции: "Моя жена Дженни была фотографом и ,как-то принесла домой снимок бездомного бродяги ,сделанный ею в южном районе Лондона. На фото она написала несколько слов, которыми старалась передать чувства бездомных и свои чувства по отношению к бездомным.Фотография была такой живой, что я почувствовал : она может послужить отличным материалом для новой песни- так возник образ центрального персонажа альбома.Так появилась композиция "Aqualung".Это история о человеке трагической судьбы, в определенном смысле отвергнутом обществом -поясняет Андерсон -он старый бездомный астматик, в поисках пропитания бродящий по улицам Лондона. В этой ситуации присутствует нечто непостижимое. Мне было бы интересно взглянуть на Господа Бога, оказавшегося в таком положении. Кстати, когда речь заходит об обложке, которая сразу же врезается в память лидер Tull здорово напрягается ибо этот сгорбленный длинноволосый старик в сером пальто очень напоминает самого Андерсона образца семидесятого года, причем этот персонаж ещё и " посматривает на сторону маленьких девочек с нехорошими намерениями" и околачивается возле косоглазой Мэри," богатой девушки для бедного мужчины", которая отдается за песню." Музыкант отдает себе отчёт ,сколь мрачное впечатление производили эти композиции и какие ассоциации вызывали с ним самим. "Подобные сплетни мне надоели!"- ставит точку в надлежащем разговоре о своём сходстве с персонажем Андерсон.Это было обыкновенное черно-белое фото -зернистое и не слишком четкое снятое студенткой на пленку, но оно сразу же привлекло внимание Андерсона- и образ этого человека стал преследовать музыканта.
Андерсон не собирался использовать фотографию для обложки альбома ибо " она была слишком натуралистичнa , а мне хотелось чего-то более художественного".
Этой пластинкой музыканты ,как никогда,заявили о своей хард-роковой энергетике и живописности фолкового колорита .Я бы поспорил с утверждением ,что лучше не начинать знакомство с группой с альбома "Benefit" 70-ого года. Но могу с уверенностью сказать: если вы познакомитесь с "Jethro Tull " через "Aqualung" ,обязательно "подсядете "на эту блистательную группу."
Обложка этого альбома почему-то невольно навевает ассоциацию с обложкой альбома "Led Zeppelin -4". При чём не только чисто внешним сходством и не только с тем, что обе эти группы использовали фольклорные напевы, но и с тем, что глядя на эти обложки сразу становится понятно, что мы имеем дело именно с АНГЛИЙСКОЙ группой.
За довольно короткое время я приобрёл практически все ранние альбомы этой группы вплоть до альбома "Stormwatch" 1979-ого года и в дальнейшем я потерял к ним интерес. Слишком много в музыке "Jetro Tull" появилось лишних, на мой взгляд, нововведений ,связанных с использованием электронных инструментов характерных для " новой волны" С 1980-1989-ый год я не имею о "Jetrho Tull" никакого представления. Думаю,что потерял я не много, хотя у некоторых может быть и иное мнение. Очень удачной пластинкой я считаю альбом " Rock lsland" 1989-ого года ,не в последнюю очередь потому, что музыка выдержана в хард-блюзовом ключе.
Собственно в том же хард-блюзовом ключе выдержан и самый первый альбом группы " This Was"(Это было..)1968-ого года. Эта пластинка до сих пор считается моей любимой из всего каталога группы.
Удачными работами я бы для себя назвал " Too Old Too Rock -n-Roll: Too Young To Die!" 1976-ого года, "Songs From The Wood" 1977- ого года, хотя его и разгромили критики ,и "Heavy Horses" 1978-ого года, и "War Child " 1974- ого года, который, как советуют многие меломаны, обязателен для того чтобы держать его в своей коллекции .
Ещё раз повторяю, что это только моё мнение.Так же хотелось бы добавить, что во главу угла я всегда ставлю музыку. Если кому -то хочется изучать тексты, то хочу предупредить- это сложное дело даже для истинных англичан а о нашем брате и говорить нечего ,хотя среди читателей и есть такие умники.По крайней мере мне знаком один из них.Так что ,если что- все вопросы к нему.Он вас просветит.До новых встреч на страницах моих хроник.
С эим компакт-диском вышла одна любопытная история: когда Иэн Андерсон приехал в наш город с концертом я одолжил этот диск у своего приятеля.У меня не было с собой даже маркера.И вот,представьте себе Андерсон прогуляться до автобуса,достал свой кофр и расписался своим маркером.Такие вот дела.