Еще полгода назад Маша думала, что она - жалкое ничтожество, проживающее никчемную, серую жизнь. Ведь тогда многие считали, что Маша поступила глупо, растеряла свои прекрасные перспективы и пустила свою жизнь под откос. Но ей было уже все равно...
Она стояла у окна с деревянной рамой, кутаясь в пуховый платок и смотрела, как маленькая птичка клюет красные ягоды рябины на школьном дворе. Дети дописали изложение, пора собирать тетради...
С Эльдаром она познакомилась в доме его родителей, когда пришла показывать его отцу свою научную работу. Мама молодого человека работала в министерстве, папа был деканом их факультета. Эльдар вел себя, как обычный представитель "золотой молодежи" - делал много такого, за что обычные граждане несут ответственность перед законом.
А Маша просто была трудягой и крепкой отличницей, поэтому после выпуска ее оставили на факультете читать лекции. Мать молодого человека недоумевала, "как они снюхались", ведь между ними не было ничего общего. Но Маша забеременела, пришлось расписаться.
Она не слишком любила дом своих свекров, хотя все у них выглядело так интеллигентно: вдоль стен - полки книг авторов, "местных-известных", и "безбрежных-зарубежных". В углу - старинное немецкое пианино "Рениш", с клавишами из слоновой кости и оборванными канделябрами.
Прожила она в этом доме несколько месяцев, после чего у нее случился нервный срыв, прямо за семейным праздничным столом. Маша выпила шампанского, разрыдалась, высказала все, что накопилось, и ушла из дома "куда глаза глядят". Через неделю она потеряла ребенка. Потом вернулась к маме в родной поселок, устроилась в школу.
Это предистория, а теперь пора назвать вещи своими именами. Маша в этой приличной семье подвергалась эмоциональному насилию. Ее не били, прямо не оскорбляли, но при этом привели в такое состояние, что девушке пришлось проходить длительный курс психотерапии.
Как обычно начинается этот процесс эмоционального давления на человека?
Иногда люди, не склонные к физическому насилию, вполне владеют искусством изощренной словесной травли. И проходит она в три этапа.
1. Сначала в адрес жертвы отпускаются колкости и обидные шуточки, которые внешне выглядят как просто дружеское подтрунивание: "У нашей Маши коса-то какая густая и длинная - прямо пол ею можно подметать". Но человек чувствует оскорбительную подоплеку, ему больно. И тогда он слышит: "Ну зачем ты обижаешься, мы же пошутили нельзя быть такой чувствительной".
2. Дальше идет оскорбительная критика. Сама по себе критика может быть и конструктивной, если ее высказывает просто прямодушный по характеру человек. Но иногда люди критикуют то, что невозможно исправить: физические качества человека ( рост, телосложение, форму носа или глаз), социальное происхождение ( мы-дворяне, вы - крестьяне), и так далее.
После критического замечание всегда идет сравнение ( а вот мы-то, или Вася, Петя, Рената Сигизмундовна - в этом вопросе "получ-че"). Что, конечно, еще больше унижает и обижает человека.
3. И еще один приемчик - эмоциональное отторжение и изоляция. Люди явно демонстрируют, что в их обществе есть кто-то чужеродный, которого терпят, но взаимодействие с ним считают ниже своего достоинства.
Например, в семье могут быть свои разговоры или занятия, в которые намеренно не посвящают и не включают человека. Или члены семьи могут относиться к нему, как к "пустому месту" - не представить гостям, например, не позвать к столу, мешать работать громкой музыкой или смехом.
В семье Эльдара, например, была семейная традиция вечерами играть в настольные игры. Машу приглашали для вида, но правила игры ей толком никто не разъяснял. Поэтому она всегда проигрывала и чувствовала себя полной дурочкой. Ну и, конечно, она стала отказываться от этого развлечения. Было тягостно сидеть одной в своей комнате и слышать, как все радостно хохочут и веселятся в общей игре...
Сейчас Мария начинает жить в другой реальности, где есть любящие близкие, друзья и понимающие ее люди. Ей хорошо и она не жалеет, что не удалось с первой попытки построить карьеру и создать семью. Все еще впереди.
А мне иногда приходит мысль про оборванные канделябры... Что бы это могло значить?
Каждый из нас когда-нибудь в жизни встречался с эмоциональным насилием. С интересом приму участие в обсуждении этой темя в комментариях.
На психологическую онлайн-консультацию вы можете записаться через мессенджеры WhatsApp, Viber,Telegram по тел +79024322261