Маленькое предисловие
Что читать - каждый человек выбирает себе сам, за исключением случаев, когда за него выбирают родители, учителя, преподаватели и начальники (если ты "офисная крыса").
А вот как читать - вопрос вроде глупый. Глазами, по словам, по страницам. Если интересно - можно "уйти в книжный запой" на несколько часов, так читают авантюрные романы и детективы. Или вот учебники - не всегда хочется, далеко не всегда ВСЕ интересно, но надо. Некоторые документы (это я уже как юрист говорю) надо читать буквально по буковке, от каждого слова и запятой могут зависеть судьба человека и миллионы рублей денег.
Философ Поварнин сто лет назад написал книгу о том, как правильно читать книги
На книгу Сергея Поварнина "Как читать книги" (прямая ссылка, переходите и читайте на здоровье) меня "навели" в дискуссии о том, как систематизировать накопленные за годы жизни знания. О содержании книги - ниже, а сейчас пару слов об авторе.
Годы жизни Сергея Иннокентьевича Поварнина : 1870 - 1952 годы. Ровесник Владимира Ленина, скончался 3 марта 1952 года, на год раньше Иосифа Сталина. Жизнь тихого интеллигентного философа вобрала в себя практически все события двадцатого века - от Первой Мировой до атомной бомбы. Всезнающая ВиКи утверждает, что Сергей Иннокентьевич родился в многодетной семье, что впрочем тогда было не редкость.
Лирическое отступление. У кудрявого Володи Ульянова, как известно, было семеро братьев и сестер (из них двое не дожили до взрослого возраста, сестра Ольга скончалась от тифа в 20 лет, про брата Александра все и так знают).
Свою самую известную работу "Спор. О теории и практике спора" Сергей Иннокентьевич опубликовал в 1918 году - самое подходящее время для изучения споров в теории и на практике! Вот цитатка из труда Поварнина о спорах, в ней говорится о том, насколько возможен спор с малокомпетентным, но "упертым" человеком, вот полюбуйтесь:
…Честный спор с подобными людьми о подобных вопросах невозможен, нелеп. Когда мы хотим убедить такого человека, то делаем попытку вложить десять фунтов чаю в фунтовую банку.
Зато для софиста в подобных случаях — открытое поле действия. Вместо сложной истинной мысли он подсунет ложную простую и вполне понятную мысль, по плечу собеседнику, и подкрепит её ложным, но простым и понятным доказательством, и вы будете побеждены— если не прибегнете тоже к уловкам и софизмам.
Никого и ничего не напоминает?
Брошюра Сергея Иннокентьевича Поварнина "Как читать книги" была опубликована в 1924 году - тоже год знаменательный для нашей страны.
Об этой книге я хочу вам немного рассказать.
С самой первой страницы Поварнин "бьет наповал" по теории быстрого чтения, особенно в нежном возрасте:
Плохое чтение вредно уже, прежде всего, потому, что лишает той огромной пользы, которую дает хорошее чтение. Но оно может принести и другой вред.
Можно рассматривать чтение с двух сторон: что читать и как читать. И в обоих этих отношениях чтение может быть вредным.
Несомненно, есть дрянные книги, приносящие огромный вред. Таковы, например, растлевающие душу пошлые, бульварные книги.
Но и самый способ чтения тоже может принести вред, – вред и телесный и душевный. Привычка «глотать» книги может вызвать головные боли. Может способствовать развитию неврозов, неврастении и других болезней нервной системы, а также быть одной из причин различных телесных заболеваний, производных от нарушения нормальной деятельности нервной системы. Плохое чтение препятствует иногда нормальному развитию способностей и нередко портит их, например ослабляет способность к сосредоточению внимания, память и т. д. Ослабляет волю и способность размышлять.
Здесь и далее цитируется по онлайн изданию книги С.И.Поварнина "Как читать книги" (кстати, на бумаге книга издается до сих пор, ее можно купить в Читай-городе, к примеру)
Про вред от "неграмотного" чтения книг - каково? Прямо в точку!
Еще цитата, уже ближе к основной теме - как читать книги так, чтобы это приносило и удовольствие и пользу:
Величайшая помеха при чтении - читать с наименьшим усилием, с наименьшим напряжением мысли и воображения. Даже если в остальном человек трудолюбив и готов зазубривать страницы – нельзя избегать анализировать, доказывать, проверять.
Как бороться с этой помехой? – Постоянно помните, что надо преодолевать лень, и каждый раз прилагать усилие. Нам нужна привычка, а она создаётся рядом повторных действий.
Для глубокого изучения сложной книги совершенно недостаточно прочитать её один раз.
Сергей Иннокентьевич, как человек и по склонности характера и по профессиональной надобности прочитавший множество книг (нам и не снилось, наверно), начерно делит книги на "для удовольствия" и "для пользы". Но даже художественная литература, публицистика, стихи, помимо приятных ощущений могут (и должны!) приносить пользу - обогащать человека духовно, заставлять его задумываться над сложными вопросами, в общем - "душа обязана трудиться" так же, как и разум.
Работа над книгой состоит:
А. Прежде всего в том, чтобы хорошо понять книгу. Нередко спросишь человека, прочитавшего книгу, в чём суть её – и окажется, что он совершенно не понял её или понял (ещё чаще) самым превратным образом. Можно не только понять книгу, но и «пережить» её содержание.
Б. Помимо вопросов и задач, которые ставит автор, у нас возникают собственные – на фоне согласия или несогласия с автором. Критикуем, стараемся опровергнуть и т.д. Вся эта в высшей степени полезная работа углубляет и чтение, и нашу мысль. А кто работы этой не производит – тот плохо читает.
В. Правильно читая хорошую научную книгу, мы следим за ходом мысли выдающихся мыслителей, прорабатываем их рассуждения, усваиваем их методы, их способы исследовать вопрос, доказывать, объяснять. Прорабатывая всё это, мы учимся на практике у великих мастеров мысли. Это имеет огромное значение для дисциплинирования и развития мышления.
И вот тут мы переходим к самой сути правильного, грамотного чтения по Поварнину. Книгу нужно не просто прочесть, ее нужно понять, над ней надо подумать, ее надо использовать как учебник, как пример грамотного мышления.
На самом интересном месте книги Поварнина "Как читать книги" я остановлюсь.
Там еще масса интересного и нужного - как "прорабатывать" книги в коллективе, например в классе или студенческой группе. Какие навыки нужны для грамотного чтения - например, "воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, – дар, о важности которого многие и не подозревают". Какие задачи надо ставить при прочтении научной книги и как эти задачи решаются. Это серьезно, это просто и это действительно полезно.
С тех пор, как я начала читать книги по "методике Поварнина" - я стала гораздо умнее, честное слово!
Ау, гении Теп-ковы, не стоит ли вам, прежде чем углубиться в Фихтенгольца, почитать простого русского философа и историка науки петербуржца, петроградца и лениградца Сергея Поварнина?
Кстати, возможно и в книге про искусство спора наши "отечественные производители" почерпнули бы для себя полезное знание. Я уверена, что помимо гадких эпитетов (фемкоа..рии, мясорубки на ножках, УО и пр) оппонента можно сразить сильнее - фактами, аргументами, доказанными доводами, например. Или, как всегда, в лом?
У меня пока все, с нетерпением жду ваших комментов, вопросов, идей, предложений, критики.