Найти в Дзене
О Москве нескучно

История московского ресторана, который находился в подвале, но попасть туда мечтал каждый

Оглавление

Почему этот ресторан был в подвале? Каким способом туда удалось заманить гостей и сделать заведение одним из самых популярных в Москве? Правда ли, что декор залов менялся в зависимости от времени года? Какие смелые рекламные слоганы использовал владелец ресторана, чтобы привлечь в ресторан женскую публику? Чем кормили посетителей подвального заведения? А также - какое оригинальное меню здесь придумали к столетию Н.В. Гоголя? И правда ли, что в ресторане существовал даже небольшой зоопарк? Об этом и не только расскажу сегодня.

Двигатель торговли

Дореволюционная Москва славилась ресторанами на любой вкус. Так что удивить искушённую публику было трудно. Особенно в конце 19 века, когда в первопрестольной существовало множество заведений с многолетней репутацией. Но купец Пётр Мартьянов смог создать удивительный ресторан, который выгодно отличался от всех остальных в городе. Заведение открылось в 1893 году в не так давно построенном ГУМе. Тогда его называли "Верхними торговыми рядами".

Верхние торговые ряды (ГУМ) в 1893-1897 годах. Вид со здания Исторического музея. С сайта www.pastvu.com.
Верхние торговые ряды (ГУМ) в 1893-1897 годах. Вид со здания Исторического музея. С сайта www.pastvu.com.

Гостям предлагалось наслаждаться едой не среди архитектурных красот самого дореволюционного торгового центра, а в подвале. Устроить там ресторан планировали ещё сразу после открытия ГУМа. Однако никто не хотел арендовать столь сомнительное помещение. Спустя какое-то время желающий всё-таки нашёлся. Им стал Пётр Николаевич. Он сделал в подвале заведение, которое назвал "Мартьяныч", в честь отчества своего папы. Надо сказать, что опыт содержания общепита у Мартьянова к тому времени уже был солидный. Ему принадлежали несколько трактиров в разных частях Москвы.

По началу оригинальная идея себя не оправдала. Благородная публика первопрестольной не хотела идти обедать и ужинать в подвал, когда рядом было много ресторанов с более привычными интерьерами. Привлекать гостей Мартьянов решил с помощью рекламы, в том числе и в стихах. Её размещали в популярном журнале "Русское слово", а также в других печатных изданиях. Небольшие поэмы писал некто Дядя Михей. Личность его тогда оставалась тайной. Однако со временем историки выяснили, что это был довольно известный журналист Родион Менделевич.

Нарядно, вкусно и недорого

Конечно, только стихами всех клиентов привлечь невозможно. Поэтому существовала реклама и в более привычном формате - прозаическом. Например, гостям обещали путешествие в Париж, не выходя за пределы ресторана. С помощью блюд французской кухни, а также стилизованного интерьера. Заканчивалось объявление оригинальным слоганом: "Полная Мартьянизация всех пяти чувств!". Наверное, такое утверждение имело право на существование. 17 сентября 1893 года в "Мартьяныче" депутаты Московской Городской Думы принимали делегация французских сенаторов. Правда угощали зарубежных гостей блюдами русской кухни.

Москвичи вскоре полюбили еду и убранство необычного подвального ресторана. Большую роль сыграли цены: тут было дешевле, чем во многих других заведениях с шикарной едой. Об этом также сообщали в рекламе. За не столь внушительные деньги здесь подавали самые популярные в те времена яства: горячие блинчики с паюсной (чёрной) икрой; морские устрицы; сибирские пельмени; молочного поросёнка с гречкой, щи, жареного карпа и др. Даже зимой в "Мартьяныче" была возможность заказать свежую клубнику. Радовал и ассортимент как отечественных, так и европейских горячительных напитков.

Интерьеры одного из отдельных кабинетов в ресторане "Мартьяныч" в начале 20 века. Из журнала "Московское наследие" за 2019 год.
Интерьеры одного из отдельных кабинетов в ресторане "Мартьяныч" в начале 20 века. Из журнала "Московское наследие" за 2019 год.

Считается, что это был самый большой ресторан Москвы того времени. В подвалах сделали целых семь залов. Один из них, главный, с приличной площадью. Остальные чуть меньше. Существовали также отдельные кабинеты. В общей сложности "Мартьяныч" мог принять одновременно до 300 гостей. Повара и официанты успевали обслуживать всех быстро. Мартьянов не скупился на тематические оформления ресторана. Они тоже привлекали публику. Например, зимой у каждого столика ставили маленькую живую ель. Таким образом, заведение превращалось в хвойный лес, о чём также не забывали упомянуть в рекламе. Весной здесь всегда были свежие цветы. Похожим образом украшали заведение и на Пасху, только к растительности добавляли разноцветные гирлянды.

Трапеза с животными

В 1905 году в ресторане сделали ремонт по проекту известного архитектора Иллариона Иванова-Шица. Зодчий оформил кабинеты витражными стёклами, а общий зал превратил в нечто похожее на прогулочную аллею. Интересно, что в "Мартьяныче" поощрялись семейные обеды и ужины, в отличие от других заведений. Для таких гостей имелся специальный зал. Прийти туда можно было даже с детьми. Рекламные объявления часто были обращены к женщинам. Чтобы те требовали от своих мужей походов в "Мартьяныч" в знак благодарности за нелёгкий труд ведения домашнего хозяйства. В дореволюционные времена в рестораны, как правило, ходили мужской компанией. Дам брали с собой нечасто.

Прославился "Мартьяныч" и своими тематическими мероприятиями. Так в 1909 году здесь отмечали 100-летие со дня рождения Н.В. Гоголя. В честь этого события в меню появились блюда, связанные с творчеством писателя. Например, сладкие пирожки "Манилов"; поросёнок с хреном "Чичиков"; блины "Коробочка"; вареники с ягодами от "Пульхерии Ивановны"; бараний бок с гречневой кашей "Собакевич" и др. А если ничего интересного долгое время не происходило, то Пётр Мартьянов сам придумывал значимое событие. Например, устраивал вечера знакомств для посетителей.

Главный зал ресторана "Мартьяныч" в начале 20 века. Из журнала "Московское наследие" за 2019 год.
Главный зал ресторана "Мартьяныч" в начале 20 века. Из журнала "Московское наследие" за 2019 год.

В феврале 1911 года владелец ресторана воплотил невероятный для того времени замысел - сделал из главного зала контактный зоопарк. Тут можно было не только посмотреть на экзотических животных, но и потрогать их и даже покормить. Для желающих до 1:30 проводились лекции об этих представителях дикой природы.

Праздник закончился

К сожалению, зоопарк стал последней оригинальной идеей владельца ресторана. В марте того же 1911 года Пётра Мартьянова зарезал во сне кинжалом собственный сын. По одной из версий, он страдал психическим расстройством, и после случившегося его даже определили в специальную клинику. По другой, между ним и его отцом долго складывались неприязненные отношения. После смерти Петра Николаевича ресторан продолжил работу под управлением вдовы купца. Однако никаких будоражащих внимание общественности новинок там уже не придумывали. Старались сохранить то, что было.

Считается, что после 1918 ресторан уже не работал. Однако даже в путеводителе по Москве за 1923-1924 годы ещё можно было встретить его рекламное объявление. Уже не такое дерзкое, как в дореволюционные времена. Картинка отсюда: https://lobgott.livejournal.com
Считается, что после 1918 ресторан уже не работал. Однако даже в путеводителе по Москве за 1923-1924 годы ещё можно было встретить его рекламное объявление. Уже не такое дерзкое, как в дореволюционные времена. Картинка отсюда: https://lobgott.livejournal.com

Большинство историков считают, что "Мартьяныч" прекратил работу в 1918 году. После этого одну часть площадей заведения переделали в столовую. Другую - отдали под размещение Народного комиссариата продовольствия. В 1930-х, когда шло строительство первой очереди Московского метро, в подвале питались рабочие. Интересно, что старого наименования заведения они не забыли и называли между собой столовую "Мартьянычем".

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!