Найти тему

Об эмпатии


Год назад появилась возможность провести достаточно масштабное исследование. В рамках тестирования в том числе исследовался уровень эмпатии у детей разного школьного возраста. В исследование были включены более тысячи детей среднего и старшего школьного возраста.

Результаты исследования несколько удивили.

Изначально предполагалось, что чем старше дети становятся, тем более развиты у них эмпатические способности, поскольку все тестируемые дети пять дней в неделю на протяжении всего учебного года находятся в социуме только в рамках учебной деятельности и помимо образовательного процесса большинство из них включены в дополнительное образование и активно взаимодействуют друг с другом в неформальных сообществах в свободное время.

Однако, результаты исследования показали, что примерно у 90% детей эмпатические способности находятся на низком уровне, вне зависимости от возраста. Иначе говоря, дети в 5-х, 7-х, 9-х и 11-х классах имеют совершенно одинаковые трудности с умениями сопереживать другим людям, со способностями поставить себя на место другого человека и даже с умениями правильно распознавать эмоции других людей.

Поскольку изначально тестирование проводилось в иных целях, не могу сказать наверняка чем могут быть обусловлены данные результаты. Однако, рискну предположить, что такие результаты – это наша текущая реальность. Я и в личном опыте неоднократно замечал, что некоторые люди имеют трудности в межличностном общении в умении правильно понимать эмоции и переживания другого человека и в умениях считывать невербальные сигналы, по которым можно определить чужие эмоции и чувства, однако, при этом такие люди достаточно активно пользуются социальными сетями, в которых зачастую достаточно успешно могут устанавливать социальные контакты, в том числе и с незнакомыми или малознакомыми людьми. То есть, даже взрослым людям зачастую проще считывать эмоции по смайлам в интернет пространстве чем общаться и сопереживать непосредственно вне интернет-среды.

Так или иначе, вне зависимости от гипотез и предположений, я бы рекомендовал всем и каждому быть более внимательными и чуткими друг к другу, чаще обращать внимание на то, что демонстрируют нам другие люди, в том числе и невербальными способами и всячески развивать свои эмпатические способности. И уж тем более – я бы хотел акцентировать внимание родителей на том, что нашим детям нужна наша помощь в том, чтобы учиться понимать друг друга и выражать свои эмоции для того, чтобы другие также могли их понимать. И эта помощь нужна всем детям, вне зависимости от их возраста.