Приветствую! Сегодня мне хочется вспомнить и обсудить с вами альбом, который хорошо известен всем фанатам классического рока - речь пойдет о третьей пластинке группы Uriah Heep под названием Look at Yourself.
Look at Yourself ("Посмотри на себя") - альбом с довольно классической историей создания, но с весьма значимым следом в истории хард-рока. Лично я никогда до конца не понимал, почему Uriah Heep так популярны у нас, эта группа по уровню уважения и любви фанатов может потягаться, наверное, только с Deep Purple. И, я уверен, немалую роль в таком успехе группы сыграл альбом Look at Yourself.
Альбом был записан в июле, а выпущен в сентябре 1971 года. Пластинка была удостоена 39-го места в UK Albums Chart и 93-го места в UK Billboard 200. Помимо классического для начала 70-х состава Uriah Heep, в записи пластинки приняли участие Манфред Мэн и музыканты группы Osibisa.
В качестве обложки альбома было использовано знаменитое "кривое зеркало" из фольги, в отражении которого можно было увидеть себя в искаженном виде. В разных странах, где выпускался альбом, в конверты помещались различные варианты зеркала (где-то вообще вставлялся просто серый картон, что, конечно, не играло в плюс визуализации музыкальной концепции). В моей коллекции, например, испанское издание, где вставлена фольга - не слишком похоже на зеркало, конечно, но что-то разглядеть можно!
Look at Yourself, обычно называемый классикой хард-рока, в то же время многими относится и к прог-роковому (хэви-проговому) направлению (как и большинство ранних альбомов Uriah Heep). С этим условно можно согласиться, поскольку от прога тут и длинные многочастные структуры, и перемена гармоний/настроений. Стоит согласиться и с пользователем портала progarchives.com Loserboy, отмечающим, что UH всегда были больше ориентированы на рок, чем на прогрессив, но на протяжении всей своей карьеры им удавалось балансировать на грани. Автор справедливо заметил, что альбом Look At Yourself несет в себе легкую атмосферу андеграунда начала 70-х, но в то же время предлагает превосходное качество звука.
Итак, попробуем взглянуть на песни из альбома чуть подробнее и разобраться, в чем его значение для истории хард-рока (да и есть ли вообще таковое)!
1. "Look at Yourself". Мощная одноименная открывашка в исполнении Кена Хенсли. Фирменные фольцетные подпевки (например, с 00:40) доведены до абсолюта по своей силе и надрыву. Здесь очень много фирменного перегруженного хиповского органа - лично мне это не всегда "заходит", но здесь есть очень ударные пассажи, которым невозможно сопротивляться - соло с 01:41, да и танцевальный наигрыш во вступлении (вообще же перегруженный орган - то единственное, что сейчас уже старит хард-рок 70-х, в то время его было слишком много). Конечно, нельзя не отметить богатую и очень живую (я бы даже сказал, живо "шевеляющуюся") перкуссионную часть с 03:30! Нарастающий темп под конец песни и долгожданая кода оставляют глубокое впечатление от этого прослушанного "шоу" - именно так можно охарактеризовать столь выдающийся номер от Uriah Heep.
2. "I Wanna Be Free". Я один слышу в этой песне аллюзию на "White Room"? Ну, ту часть песни, где поется "I'll wait in this place where the sun never shines" - мне кажется, ей "корреспондирует" часть названной песни UH с 01:28. Самое сильное место "I Wanna Be Free" - нарастающая концовка, очень эмоциональная и динамичная!
3. "July Morning". Собственно, виновник торжества - ключевая композиция не только в этом альбоме, но и во всей дискографии Uriah Heep. История ее создания Кеном Хенсли (про написание в автобусе), праздник "Джулая" в Болгарии, факт о том, что соло на синтезаторе moog записал Манфред Мен, а не Кен - все это знают почти все интересующиеся творчеством группы, поскольку "July Morning" была одной из самых популярных песен хард-рока в СССР, она всегда исполнялась на танцах и была горячо любима публикой (я и сам слышал истории об этом, и не от одного человека). Что ж, эта слава "Июльского утра" вполне заслуженна - песня красивейшая, крайне драматичная и мелодичная, входит и в мой топ песен рока. Лично моя самая любимая часть здесь - гитарное (гитарно-синтезаторное) соло, простое и гениальное!
4. "Tears in My Eyes". Немного сатирическая, немного грустная, немного лирическая песня "Слезы в моих глазах", звучащая, напротив, очень оптимистично и бодро! Наверное, не удивлю вас, сказав, что мой любимый отрывок тут - с 01:44 ("ла-ла-ла") - настоятельно рекомендую его послушать всем, кто еще не успел! Красотища!
5. "Shadows of Grief". Очень "органная" вещь, основной рифф напоминает уэбберовского "Призрака оперы" и флойдовскую "Echoes" - только оба произведения появились после релиза Look at Yourself (!). Не берусь утверждать, что музыканты вдохновились песней UH, но все может быть! По своему духу песня похожа на "Look at Yourself".
6. "What Should Be Done". Притягательный и нетривиальный блюз-рок/соул с потрясающей партией на рояле и как нельзя кстати подходящей wah-гитарой! Одна из лучших баллад группы.
7. "Love Machine". Заводной хард-рок а ля Deep Purple (особенно в моментах окончания тактов, как в 02:17) - увы, какой-то хиповской оригинальности я тут не усмотрел. Да, таких песен много, и это одна из них - пробивной и надежный хард на широкий круг слушателя такого жанра.
Итак, почему же этот альбом является классическим и в чем его ценность сегодня? Прежде всего, как бы это упрощенно ни звучало, здесь "July Morning" - одна из лучших рок-баллад всех времен, своей красоты песня спустя больше 50-ти лет пока не утратила. Кто-то считает, что с Look At Yourself пошел прог-роковый период группы, который достигнет новых высот на двух альбомах 1972-го года - и в этом смысле обсуждаемый альбом представляет известный "исторически-аналитический" интерес. Много красивых мелодий (причем не только лирических), много органа (для его любителей), музыканты в шикарной творческой форме - чего стоит только вокал Дэвида Байрона!
А как вам этот альбом Uriah Heep?
#uriahheep #julymorning #hard-rock #rock #рок-музыка