Найти тему
Жизнь вокруг

Читая книги. Оливер Пётч "Дочь палача"

Фото мои личные
Фото мои личные

Кто только не проводил расследования в книжках! Это и профессиональные детективы, и непрофессиональные (как говорил Конан Дойл словами Шерлока Холмса - детектив-любитель, дилетант), и полицейские (как Мегрэ), и сельские старушки (как мисс Марпл), и медсестры, и гангстеры (в основном, в американских детективах, где весь упор держится не на расследовании, а на действии, причем, часто бессмысленном и ненужном), и журналисты, и просто попавшие в такие обстоятельства люди, и монахи (серия Элис Питерс о монахе Кадфаэле, которая мне очень нравится)... В данной книге расследование проводит палач. Неожиданно. Но тем и интересно.

Для начала скажу пару слов о том, что такое палач в средневековье. Не потому что я такая умная, а все вокруг дураки без знаний. Просто ремарка.

Палач в средневековье - это уважаемая профессия, но презираемая. Такой вот парадокс. Палач калечит свои жертвы во время пыток, но может и облегчать их страдания (да, были палачи, которые обладали знаниями лекарей, хоть, в основном, в палачи и шли садисты и просто очерствелые мясники), чтобы, вылечив или поставив на ноги, пытки можно было продолжить. Палач убивает свои жертвы на эшафоте. И хоть это делается по приговору суда (уж каков суд - справе длив или пристрастен - палач тут ни при чем, он всего лишь орудие). За это палачей боялись и презирали, ненавидели и обходили стороной. За это считали пособниками дьявола (немногие палачи обладали знаниями, как продлить жизнь пытаемому, о чем я писала, как облегчить или наоборот усугубить страдания). Работа палача в средневековье, особенно во времена охоты на ведьм, была тяжелой: не каждый может спокойно мучить своего же соседа или соседку, которые могли помогать в прошлом, быть добры или приятны (редкость по отношению к палачу, но все-таки случалось). И часто, очень часто палачи черствели настолько, что им было все равно, кого и как пытать. Как я уже упомянула, по большей части палачами становились садисты, бывшие наемники, отупелые скоты. Такие не спрашивают, почему пытают. Такие выполняют свою работу. И многим, к сожалению, она приносила удовольствие. Описанный в данной книге палач иной. Что весьма странно - редкий палач обладал такими качествами, как упомянутый здесь.

И раз палач - профессия презираемая, то подобное отношение окружающих накладывалось и на его семью - жену и детей. Именно поэтому в данной книге отношение к дочери палача - одной из главных героинь - таково, как описывает автор. Кстати, в послесловии автор заметил, что писал роман, а не историческое исследование. Очень уместная ремарка.

Фото мои личные
Фото мои личные

Теперь о самом романе. Закончила я его читать только что.

Данная книга - первая в серии. И, скажу сразу, мне она понравилась. Несмотря на то, что описывается не любимая мной Франция, а Германия (епархия Аугсбурга), но описываемое время очень мне близко. Не спрашивайте. У каждого свои пристрастия. Мое любимое историческое мнение - это XV-XVIII века Франции (в основном), Испании, Италии, Англии (будь она неладна) и отчасти Германии. Почему так? Легче пересчитать пятна на Солнце, чем ответить на этот вопрос. Я и не пытаюсь - просто констатирую.

Фото мои личные
Фото мои личные

Начинается данная книга с пролога. 1624 год, казнь палачом ведьмы. Вернее, женщины, объявленной ведьмой за то, что своей внешней красотой привлекала похотливых мужчин, от одного из которых забеременела и родила ребенка, которого просто убила. За то, что менее красивые горожанки не могли похвастать таким же обилием ухажеров. За то, что не со всеми из мужчин хотела спать. За то, что женщина, наконец. Этой женщине предстояло отрубить голову. И палач в первый раз взял на эту работу своего сына. Чтобы приобщить к профессии. Ибо у отпрыска палача в средневековье была одна дорога - тоже стать палачом. Ибо ничто другое ему просто не светило. Сын палача пытался соответствовать. Однако казнь пошла не по сценарию. Публика была довольна. А вот казнимая - не очень.

Пролог заканчивается тем, что сын палача твердо решил палачом не быть.

Фото мои личные
Фото мои личные

Однако, спустя 35 лет, этот сын вырос и стал-таки палачом города Шонгау. Палачом милосердным (насколько это возможно при такой профессии), который выполнял свою работу без смакования жестокости и даже облегчал страдания пытуемых и казнимых. Благодаря знаниям природы, палач был еще и неплохим лекарем, в отличие от дипломированного фельдшера, получившего свои знания на поле боя. В средневековье на поле боя можно было получить только одни знания - ампутация, прижигание ран железом и как остановить кровь первой же попавшейся тряпкой. Количество умиравших от заражения или от болевого шока было в порядке вещей. Знания, получаемые в тогдашних университетах, были устаревшими (и так продолжалось много лет, вплоть до XVIII века, когда незыблемые основы шатались под новыми знаниями уже основательно). Городской лекарь звезд с неба не хватал. И очень хотел, чтобы его сын пошел дальше него - стал уважаемым лекарем в городе с обширными знаниями и практикой, почетом и богатством. Однако, проучившись в университете, сын вернулся в город с уверенностью, что в университете он мало что узнает.

Но я забегаю вперед.

Фото мои личные
Фото мои личные

Итак, спустя 35 лет сын палача перенял дело своего отца. У него семья - жена, старшая дочь Магдалена, которую он научил читать (женщинам в то время полагалось быть рабыней мужчины во всех смыслах - заниматься только детьми, домом, мужем и хозяйством, если оно было, а вовсе не учиться читать или писать - раб должен приносить пользу, а не развивать ум), и поэтому она была уникальной девушкой в городе, и двое близнецов. У палача была работа, была обширнейшая библиотека по врачебному искусству и травам, было презрение и страх горожан. Словом, обычная жизнь.

Фото мои личные
Фото мои личные

И вот однажды кто-то в городе начал убивать сирот, распределенных по разным городским семьям. Сразу скажу, я не знаю законов по детям-сиротам того времени. Сужу лишь по описанию автора. А он описывал, что, если семье навязывают ребенка-сироту, то городская казна доплачивает за его содержание. Ребенок помогает по хозяйству, воспитывается-учится, а потом уходит в жизнь. И вот кто-то начал убивать детей, оставляя на их спинах дьявольские знаки. В описании автора, если честно, я не поняла, какое отношение алхимический символ Венеры (круг с крестиком внизу) имеет к ведьмам? Почему автор всю дорогу его так называл? И почему этот перевернутый символ олицетворял гематит? Вот об этом я слышу в первый раз. Но не суть. Знаки могли быть разными, в том числе, хоть пентаграмма, хоть звезда Давида. В данной книге - это символ Венеры. В убийстве обвинили местную знахарку, к которой дети приходили играть. Сироты, которых постоянно травили в городе, сплочались под ее кровом, как под кровом матери. Она рассказывала им сказки, учила разбираться в травах, пела песенки. Словом, обычная жизнь. Но после начавшихся убийств люди в городе заподозрили ее в колдовстве. Тем более, эти знаки. И ко всему прочему начались убийства за неделю до Вальпургиевой ночи. Палач, дочери которого знахарка помогла появиться на свет, не верит в ее невиновность. Но не может ничего поделать - он должен ее пытать, чтобы она призналась. Ради успокоения города. И после он должен ее сжечь. Хотя, насколько я помню, тех, кто признался, не казнили. Казнили упертых еретиков и "колдунов", отрицавших обвинения. Хотя, в отношении процессов над ведьмами я могу и ошибаться. В данном случае палач всеми своими средствами пытался оттянуть момент казни, чтобы найти виновного, и облегчить пытки знахарки. В напарники ему навязался сын городского лекаря. Который был влюблен в дочь палача. Что, конечно, приводило в ярость его отца: даже золотарь в тогдашнее время (грязная и презираемая профессия) был лучше палача. Но тут уж ничего не поделаешь - любовь есть любовь. В описании автора.

Ко всему прочему в городе до тла сгорел склад, где хранились привезенные по реке товары, на стройке лепрозория кто-то постоянно саботировал процесс - то жгли леса, то подрывали фундамент. Трое из пяти детей уже были убиты, две девочки пропали с концами. А тут еще по городу стал разгуливать человек, которого прозвали дьяволом - хромоногий с костяной рукой и шрамами на лице.

Фото мои личные
Фото мои личные

Сюжет дальше описывать не буду - книга интересная. Интересная описанием средневековья: быта, нравов, градоустройства, событий и самого сюжета. Без смакования грязи средневековья - ночных горшков и беззубых ртов, вшей и грязи. Нет, все это упоминается в книге. Но делается это по ходу дела, а не из желания принудить читателя видеть в средневековье только мерзость существования человека. Это мне тоже понравилось в книге. Удивило одно: название "Дочь палача" и аннотация обещали ,что дочь палача будет главной героиней данной книги. Однако, этого ен произошло. Она является фоном в описании. Главными героями являются сам палач и сын лекаря. Но это мелочи.

Фото мои личные
Фото мои личные

В эпилоге автор отметил, что к написанию книги его подвигла родословная семьи - оказывается, палач, которого он описывал, его предок. Вот это удивило.

Повторю, книга мне понравилась. И изложением, и описаниями, и стилем автора и особенно тем, что он описывал любимое мной время.

Так что, читать советую. Тем более, что это только первая книга. Надеюсь, остальные не разочаруют.