Продолжение. Начало здесь:
В поисках теплого гальюна
1952 год стал для Аллана Кенигсберга поворотным. Когда школьные учителя расспрашивали его о будущей профессии, он невозмутимо отвечал: ассенизатор, подразумевая под этим сторожа мужского туалета. «Буду сторожить, размышлять и сочинять», -- пояснял он. Ибо к тому времени его скетчи уже появились на страницах ведущих нью-йоркских изданий. Юный юморист публиковался под псевдонимом Вуди Аллен.
Промаявшись несколько месяцев на испанском отделении Нью-Йоркского университета, куда Аллен поступил по настоянию родителей, он перекинулся на курсы кинематографии при City College. Но надолго его не хватило: крутому профессионалу, способному настрочить до полусотни «приколов» в день, негоже тратить время на учебу. Тогда обеспокоенные родители призвали на помощь всесильного дядю Пола Кенигсберга, одного из ведущих бродвейских сценаристов, и тот устроил «мальчика» в престижное актерское агентство Уильяма Морриса, где Вуди в мгновение ока выдвинулся в импрессарио популярного телеведущего Херба Шрайнера.
По вечерам Аллан играл на кларнете в еврейском клубе своего квартала: на одном джем-сейшне он познакомился с молоденькой пианисткой Херлин Роузен, своей первой женой. Отец Херлин, владелец дорогого обувного магазина, противился браку дочери с «недоучкой». Влюбленным ничего не оставалось, как тайно пожениться и поставить родителей перед свершившимся фактом.
Бег на месте
Бурно развивающееся телевидение рекрутировало молодые таланты, и Аллан без особого труда устроился на канал NBC. Он писал сценарии для юмористических сериалов и телешоу, но это скоро набило ему оскомину.
Ни фешенебельная квартира в Лос-Анджелесе, ни гонорары, о которых он раньше мог только мечтать, ни возможность лицезреть воочию кумиров детства, не могли избавить его от ощущения, что он топчется на месте. Монотонность эпизодов в мыльных операх, исключающая всякую возможность импровизации, выводила его из себя. Успех его как сценариста зависел исключительно от популярности интерпретаторов. Ему было необходимо живое и непосредственное общение с публикой.
Аллан дал понять своим агентам, что хотел бы сам исполнять свои скетчи, и те предоставили ему такую возможность. В качестве своей «витрины» он избрал «губастую» -- оформленную в виде открытого рта, -- эстраду элитного клуба Blue Angel. К сожалению, его каламбуры не нашли отклика в сердцах утонченной публики, и ему пришлось перенести эксперименты в более демократичные заведения.
Психоанализ -- его религия
В те годы Вуди Аллен очень сблизился с богемными тусовками Гринвич-Виллидж. Он учился у джазменов «подогревать» зрителя и проторил дорогу в музыкальный клуб Cristal Palace. Тогда же началось его увлечение фрейдизмом. Он занялся психоанализом, чтобы, как он сам утверждал, разрешить семейные неурядицы. Психоанализ, ставший лейтмотивом всех его фильмов, психоанализ «по Аллену» -- это не метод лечения, а религия и стимулирующий фактор.
Психиатр Джерри Эпштайн с помощью тестов выявил у Вуди необычайно мощный физический потенциал, реализации которого мешало только одно препятствие – Херлин. Действительно, от супружеской жизни Аллена осталась одна фикция. Чопорная и склонная к философствованию Херлин считала, что ее муж попусту растрачивает свой писательский талант, выступая на публике с дурацкими клоунадами. Аллен, к слову сказать, в одном из номеров прошелся насчет ее больших ног: «...Ее туфлю поместили в Музей естествознания и, исходя из размера, восстановили... динозавра!»
Чувства Аллена к Херлин особенно охладели с тех пор, как его друг, сценарист Дик Каветт, представил ему актрису Луизу Лессер. Лессер была красива, но как мало общего было у нее с холеными голливудскими дивами! Казалось, ее совсем не занимает карьера. Она исполняла роль неотложки при матери – потенциальной самоубийце. Она сидела на игле и страдала сильнейшими депрессиями. В 1978-м она попадется с крупной дозой кокаина. В своем трагически-шутовском восприятии действительности она была сродни Аллену.
Бесприютная Лессер стала частой гостьей четы Алленов; они даже оставляли ее ночевать. Луиза держала у них на всякий случай ночную рубашку. Однажды она пришла забрать ее. Херлин давно догадывалась, что ее мужа и Лессер связывают отнюдь не деловые отношения, и, воспользовавшись отсутствием Вуди, вывела «соперницу» на чистую воду. Через несколько дней Аллен перебрался к Лессер.
После развода в начале 1961 года Херлин уехала путешествовать по Италии. Она еще даст о себе знать: потребует от Вуди миллион долларов как компенсацию за то, что он выставил ее на посмешище в своих скетчах.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
Катерина Смирнова (с) "Лилит"