Всем привет!
Я очень люблю летать на самолётах. Первый мой полёт был в начале 60-х, конкретно год не помню, кажется в 1964 году. Я летел вместе с родителями в Адлер. Мне было 4 года. Самолёт был Ил-18, это мне сказал отец. Во время полёта я сидел около иллюминатора. Моё расположение было около турбин самолёта. Я с большим интересом наблюдал, как работали двигатели. Во время полёта одна из турбин остановилась, это было видно по винту турбины. Затем через некоторое время она снова заработала, а другая остановилась. Отец мне объяснил, что это нормальный режим работы двигателей. Действительно, самолёт весь полёт ровно летел, но был один нюанс. Я боялся войти в туалет. Там так трясло, что я не стал туда заходить, пришлось терпеть до посадки. Ну лет-то мне сколько было.....Больше я ничего не запомнил.
Далее в более взрослом возрасте летал на самолётах Ту-104. Больше всего мне запомнились конфетки, которые на подносе приносила стюардесса. Это были очень вкусные леденцы, назывались они "Взлётные". Помните такие конфетки?
Потом летал на самолётах Ту-134, Ту-154. Но больше всего мне нравилось летать на самолётах Ил- 86.
Просторная машина, легко переносила турбулентность, хотя бывало трясло так, что мама не горюй. Это было над Атлантическим океаном при перелёте Москва - Нью-Йорк в 1992 году.
Один раз летал на самолёте Боинг-747. Ух, большущий самолёт. Летел 10,5 часов беспосадочным перелётом Москва-Сайгон (Хо Ши Мин).
Когда в Домодедово садился на борт, сразу вспомнил известный сериал
"Пункт назначения", начало первой серии, когда при взлёте взорвался Боинг-747. Боинг этой модели хоть и старый, но очень надёжная машина.
Сразу хочу сделать акцент - я в самолётах совсем не разбираюсь, летаю как обыкновенный рядовой пассажир.
Я не могу пройти мимо ЧП, которое произошло с самолётом Airbus авиакомпании S7 рейса "5220" 2 декабря 2021 года Магадан - Новосибирск. На борту самолёта находилось 199 человек и 7 членов экипажа. Самолёт совершил экстренную посадку в Иркутске. Этот борт эксплуатируется с декабря 2018 года, т.е. это новый самолёт.
Через некоторое время командир экипажа сообщил о выходе из строя датчиков скорости и высоты, начал "шалить" автопилот, выдавать неправильные действия. Через несколько минут поверхности крыльев покрылись коркой льда, у самолёта резко упала подъёмная сила. За 4 минуты самолёт снизился на 3 км, с высоты 4000 метров до 1000 метров. Сесть в Магадане экипаж не решился, в это время была очень плохая погода, да и полные баки с топливом представляли большую опасность.
Самолёт на некоторое время потерял управление, возник крен до 47 градусов. Экипаж докладывал диспетчеру, что не может стабилизировать самолёт. Причина - обледенение.
Одна из первых версий - некачественная противообледенительная обработка самолёта. Вместо обработки штатной жидкости на гликоле обрабатывали автомобильной незамерзайкой на метиловом спирте.
В процессе взлёта и набора высоты самолёт часто проходит низкую облачность, в которой обледенение может наступить мгновенно. Поэтому перед взлётом самолёты обрабатывают противообледенительной жидкостью, которая препятствует обледенению до выхода самолёта из низкой облачности. Эта жидкость не сразу сдувается встречным потоком воздуха. А далее в крейсерском полёте срабатывает штатная ПОС (противообледенительная система) самолёта. А вот автомобильная незамерзайка сразу сдувается встречным потоком при разбеге самолёта по взлётной полосе, и от полосы оторвётся ничем не обработанный самолёт.
Но к счастью всё закончилось хорошо, сработала ПОС и включился в нормальном режиме автопилот. Почему полетели в Иркутск? Там расположена база ТО J7, да и самолёт выработает горючее.
Кто в происшествии виноват, устанавливает следствие. Но хочу сказать одно, тех, кто принимали участие в подготовке самолёта к полёту, я считаю, надо привлекать по статье "Терроризм". До авиакатастрофы оставалось 4 секунды. Чудом не погибло столько людей!
Так почему я трезвым не летаю?
Этот день 8 августа 1989 года я запомнил на всю свою жизнь.
Рейс Москва-Одесса, самолёт Ту-154, командир одесского авиаотряда Александр Чёрный. Самолёт заходил на посадку над Чёрным морем. Погода была изумительной, небо ясное, ни одного облачка, видимость супер. Я сидел в самолёте напротив турбины. Всё шло хорошо, Вдруг неожиданно турбины затихли, в салоне воцарилась полная тишина. Самолёт начал падать, я ощутил невесомость. Но все пассажиры и я, в том числе, были пристёгнуты ремнями безопасности.
Затем турбины заработали, падение прекратилось. Сколько падали по времени не скажу, но совсем недолго, несколько секунд. А рядом со мной в салоне самолёта сидел парень, после такого момента он весь побелел. После благополучной посадки я с ним разговорился в аэропорту. Он аспирант МАИ по двигателям. Судя по его словам, турбины не заглохли совсем, они работали, только на очень малых оборотах. А сбрасывают обороты при посадке пилоты намеренно, чтобы сэкономить керосин. В данном случае пилоты настолько снизили обороты турбин, что потом просто не смогли бы их завести, И мы бы шлёпнулись в Чёрное море. Вот вам и человеческий фактор!
После этого случая твёрдо решил, что все следующие перелёты я буду под "градусом".
Принял хорошенько соответствующего горючего и весь полёт проходит на ура.
Но есть одно но.....Главное моё правило - не напиваться, полностью контролировать себя, не приставать к стюардессам и не нарушать покой пассажирам. Я всегда в самолёте веду себя тихо, ни кому не мешаю, не достаю разговорами. Правда возникает сильный аппетит, но я всегда по дороге в аэропорт беру из дома бутерброды и прочее доп.питание. Жаль, что сейчас не продают алкоголь в самолётах и категорически запрещено употреблять во время полёта. Но я это до того, прохожу отличную предполётную подготовку.
На фото : сидим в салоне, в хвосте самолёта, бар открыт. Самолёт Ил-86. Перелёт Сингапур - Москва. 2 февраля 1995 года. Вот так надо летать! Это девочки из туристической группы, в которой я отдыхал в Юго-Восточной Азии. С такими красотками точно не заскучаешь! Да ещё и с такой стюардессой.
В завершении хочу сказать : если пить не умеешь, лучше не пей! Терпеть не могу сильно пьяных людей, которые неадекватно ведут себя во время полёта.