В этой полной загадок стране я побывала в 2006 году. Как раз под Новый год Чучхе, в апреле. Как известно, летоисчисление в Северной Корее ведётся от дня рождения их главного солнца нации, Великого Вождя товарища Ким Ир Сена. То есть 15 апреля 1912 года. У корейцев в этот день государственный выходной, один из немногих, кстати. Все здания в центре Пхеньяна к этому дню украшают лентами и фонариками, проходят парады и различные массовые смотры с танцами, песнями и завораживающими шествиями. В общем, обстановка вполне себе новогодняя. Добавить ещё цветущую сакуру и абрикосы — и получается прямо священная весна.
Материалы о жизни людей в Северной Корее можно в достаточном количестве почитать в Сети. Я же хочу рассказать о хоровом фестивале, на котором мне довелось побывать, и о своих личных впечатлениях.
На хоровой фестиваль мы, факультетский хор Консерватории, попали вместе с нашим замечательным деканом и, собственно, худруком. Он имел крепкую дружбу с Минкультом Кореи, и даже занимал там какую-то почетную должность. Поэтому хор выезжал на Восток стабильно раз в несколько лет.
Да, жить там непросто. Честно говоря, все видно невооруженным глазом. В столице практически нет автомобилей — мы ездили в автобусах, и бывало такое, что на длинном и широком проспекте в радиусе нашей видимости не было ни одного транспортного средства. Изредка мимо нас бесшумно проносились тонированные чёрные мерседесы — чиновничьи. В Пхеньяне, я думаю, и за его пределами тоже, очень экономят электричество. Освещены только главные здания — дом правительства и так далее. Фонарей ничтожное количество, нет ни светящихся билбордов и никакой дополнительной иллюминации. Даже в окнах света практически не бывало по вечерам — такое ощущение, что люди стараются сделать свои дела до наступления темноты, а затем просто ложатся спать.
Абсолютное большинство граждан страны очень субтильные, низкорослые. Виной тому недоедание, граничащее с голодом, на протяжении нескольких поколений. Во всяком случае, наши гиды-переводчики, а у нас их было несколько, и все Кимы, вблизи выглядели очень серьезными подростками 12-13 лет.
Повседневная одежда только сдержанных тонов — серая, синяя, чёрная. Зато национальные костюмы радуют буйством красок.
Зато нас, иностранцев, там принимают как самых дорогих гостей. О том, что мы прилетели в серьёзную режимную страну нам напомнило лишь то, что на границе у нас собрали мобильные телефоны. Не знаю, действует ли такое правило сейчас, но тогда это стало неожиданной реальностью для многих. Хорошо, что в те годы не было таких навороченных смартфонов, как сейчас. Иначе бы весь хор развернулся и пешком пошёл обратно в Россию. Ведь сейчас вся жизнь в интернете, а тогда с этим было все же попроще. Все равно мы переживали, оставшись без связи и привычных будильников. Большинство из нас переносили болезненный джетлаг, и в этой связи будильники были необходимы. И не только — у нас даже не было часов. Но в нашем отеле Янгакто, кстати, это роскошный отель международного класса, проблема решена была следующим образом — в 6 утра там просто включалось радио, которое нельзя выключить, а только убавить громкость, а на радиоприемнике были электронные часы. Вот и весь технический прогресс. В общем, три недели без телефона и часов — неплохой челлендж, как говорит молодежь.
Как я уже сказала, отель был очень хороший. Со шведским столом, бассейном и неплохим банным комплексом. Старшекурсники рассказали нам, что в прошлой поездке многие ребята заболели, отравившись местной едой. Мы сориентировались, набрав с собой тушенки и дошираков — глупо, конечно. И то, что в Корее едят собачье мясо — тоже байки. Гостям подают обычную говядину, а местные жители и курицу-то видят пару раз в год. Так что, может, где-то и можно перекусить собачатиной, но даже не могу представить, где. С ресторанами в Пхеньяне ожидаемая напряжёнка.
Вообще, если соблюдать обычные правила — чистых рук, гигиены и поведения — то все пройдёт хорошо. Главное, не фотографировать военных и никого не провоцировать. Например, я люблю расспрашивать людей об их жизни, но стараюсь обходить опасные провокационные вопросы. Среди наших мальчишек, конечно, находились смельчаки, кто пытался «раскрыть глаза» гидам на их положение в мире, но в эти моменты они будто выключаются. Смотрят с непониманием, молчат.
По прилёте в Пхеньян в самую первую очередь, прямо из аэропорта, везут поклониться статуям Вождей — Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Вообще, уважение к ним колоссальное, поклонение безоговорочное. Везде висят их портреты. Любят корейцы рассказывать об истории основания своей страны. Как правило, со слезами на глазах. Побывав в Корее, могу сказать одно — каким бы не был Ким Ир Сен, но мужик он очень мощный.
Конечно, за три недели нас возили по всем возможным достопримечательностям. Особенно мне запомнилась экскурсия в Музей подарков Вождя. Такие сокровища, собранные в одном месте, никогда, наверно, больше и не увидишь. Автомобили — Мерседесы, Роллс-Ройсы, есть даже Чайка, подаренная Ким Ир Сену Иосифом Сталиным. Драгоценности — бриллианты разных размеров, в том числе, чёрные, яйца Фаберже, антикварные часы, женские украшения. Раритетные книги, в том числе, русские — Евангелие и прочие. Иконы и картины — сплошь оригиналы. Персидские и бухарские ковры. Различная техника. Переходишь из зала в зал, а глаза все разбегаются и разбегаются. Есть в Музее и своё святилище — панорама вроде тех, что на Поклонной горе в Москве. Ким Ир Сен на поляне среди деревьев. Корейцы почитают это место как храм. Там положено молчать. Многие встают на колени и плачут. Впечатляюще.
Кстати, в Пхеньяне есть даже православная община и храм. Интересно, для кого?
Фестиваль песни был очень торжественный и веселый. Нужно сказать, что корейцы очень любят выступления и смотры, и умеют все организовать так, что выглядит реально здорово. Мастер-классы, хоровые баттлы — это все про Северную Корею. Например, мы учили корейскую песню на время, а корейский хор — русскую. А потом было выступление, конечно, с весьма потешным произношением текста. Все же оторванность от Интернета делает своё дело — корейцы очень музыкальные, прекрасно танцуют, многие превосходно рисуют. Искусство там имеет массовую форму.
Это чистые и добрые люди. Просто попавшие в странный мир. Говорят, в Северной Корее царит система доносов. Жаль. Думаю, им тяжело совершать подлости. Это мой личный взгляд.
Если понравилась статья, подпишитесь на мой канал и поставьте лайк