Найти тему

Запрет на импорт мебели. Будет ли "стенка" снова нашей мечтой!?

Оглавление
"Мечта" поколений советских людей - мебельная стенка.
"Мечта" поколений советских людей - мебельная стенка.
Запретить ввоз в Россию лесобумажных товаров из "недружественных" стран, в том числе некоторые виды мебели, фанеры, бумаги и упаковки предлагает Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Это нужно для поддержки российских производителей. Письмо с соответствующим предложением было направлено председателю Совета по вопросам развития лесного комплекса РФ при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, зампредседателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Юрию Воробьеву.

Некоторый предварительный вердикт отечественному мебельному рынку вынесен специалистами НЛАРИ относительно данной инициативы по мебельному рынку, который достаточно сложен и не все простые решения могут быть для него полезны.

Мы сконцентрируемся на корпусной мебели, так как это основной сегмент рынка, тем не менее, некоторые выводы будут справедливы, с определенной адаптацией, и для других видов мебели (мягкой, специализированной и пр.).

Из чего состоит российский рынок корпусной мебели?

Основу российского мебельного корпусной мебели составляет мебель "эконом-класса", прежде всего, это мебель из ламинированной ДСтП, с различными видами фасадов изготовленных из ЛДСтП, ламинированного или крашенного МДФ, а также рамочных фасадов покрытых пластиками HPL или CPL, в более редких случаях покрытых натуральным или реконструированным шпоном или сделанных из массива древесины.

Производство мебели из массива хвойных пород в России не велико. Причиной этого является сложность производства по сравнению с производством мебели из ДСтП или МДФ, и при этом, мебель из массива хвойных пород, в глазах обывателя, не обладает существенными преимуществами. Мебель из массива хвойных пород не так практична как мебель из ламинированного ДСтП, требует ухода и специального покрытия (лак, масло, краска) и не предполагает существенного разнообразия по текстуре и цвету. Такая мебель также относится к "эконом-классу" или классу "эконом+", но есть тенденции того, что по мере возрастающего дефицита продукции из натурального дерева, статус данной мебели будет расти.

Доля мебели из массива в стране не превышает 10%, и эта доля будет снижаться из-за ухода IKEA

В стране крайне мало производится корпусной мебели средней ценовой категории, изготовленной из шпонированного (или как говорят профессионалы - фанерованного) ДСтП, МДФ или массивной плиты из хвойных пород, покрытых натуральным или реконструированным шпоном.

Причин этому несколько. Во-первых, низкая платежеспособность населения. В некоторые периоды (например до 2008 года, когда наблюдалось укрепление рубля) объем производства такой мебели возрастал, но в связи с последующими событиями опять сократился. Во-вторых, наблюдается отсутствие в России ценных пород в промышленном объеме - дуба, ясеня, граба, бука и пр., а то что перерабатывается обычно экспортируется. До 75% фанерованной мебели произведенной в России выполнена с использованием импортного шпона. Также, производство такой мебели требует определенного станочного парка и специалистов с достаточно высокой квалификацией.

Если вспомнить мебель 60-70-хх годов, то можно отметить, что фанерованной мебели было существенно больше. При этом мебель была фанерована дешевым шпоном африканского происхождения, в основном, сапеле и анегри. Лаковое покрытие старой мебели тоже поражает. Сейчас такое встречается редко.
Советский фанерованный шкаф. Производился серийно, в больших объемах. По современным меркам уже роскошь и премиальный сегмент. Шпон скорее всего сапеле. Фото взято из Интернета.
Советский фанерованный шкаф. Производился серийно, в больших объемах. По современным меркам уже роскошь и премиальный сегмент. Шпон скорее всего сапеле. Фото взято из Интернета.

Сопоставимо с фанерованной мебелью, в стране крайне мало производится мебели из массива ценных пород древесины. Причины те же - низкий платежеспособный спрос и отсутствие промышленных объемов ценных древесных пород в стране. Те объемы дуба, бука или ясеня, которые заготавливаются на Кавказе, ограниченно в Поволжье, черноземной полосе и на Дальнем Востоке, в основной массе экспортируются, так как экспортные цены существенно выше внутренних.

Также, необходимо признать довольно низкое качество древесного сырья указанных пород в рассматриваемых регионах. Получить большой выход шпона или качественной доски из такого сырья проблематично. Например, североамериканский белый и красный дуб существенно превосходит европейский дуб, растущий у нас, по своим характеристикам (прежде всего по сучкам, трещинам, свилеватости и другим показателям). Относительным качеством древесины выделяется только Кавказ, но объем заготовки там ограничен экологическим законодательством.

Если рассматривать мебель из традиционных российских лиственных пород - березы, осины и ольхи, то здесь все также сложно. Березовое сырье практически полностью потребляется фанерной промышленностью, а другие породы малопригодны для промышленной переработки - осина имеет большую долю гнили, а ольха ограниченно пригодна для пиления. Необходимо также признать, что российское лиственное лесопиление деградировало в профессиональном плане и далеко не все могут получить качественный лиственный пиломатериал для последующей переработки.

Мебель из березы, осины или ольхи все-таки относится к классу "эконом+". Низкая распространенность древесного сырья и большие производственные затраты затрудняют развитие этого сегмента и делают эту мебель не конкурентной, по сравнению с другими видами мебели в классе "эконом" и "эконом+".

Можем сделать вывод. Любое производство из массива древесины требует больше затрат ресурсов и больше профессионализма, по сравнению с производством мебели из ЛДСтП или ЛМДФ. Часто, производители мебели из массива являются частью лесоперерабатывающих предприятий, работающих от круглого дерева. Только так можно обеспечить рентабельность продукции. Большинство производителей корпусной мебели из ЛДСтП или ЛМДФ закупают уже готовую плиту и для ее обработки не требуется сложного оборудования, большого парка станков и высокой квалификации.

Во всем виновата IKEA...

Структурно, российский бизнес по производству корпусной мебели постепенно двигался к укрупнению, хотя изначально состоял преимущественно из малого бизнеса или так называемых "гаражников", которые работают, преимущественно, с ЛДСтП или ЛМДФ.

Еще 15 лет назад доля малого бизнеса превышала 70%. Данные за 2022 год будут не в пользу крупного бизнеса из-за ухода IKEA.
Еще 15 лет назад доля малого бизнеса превышала 70%. Данные за 2022 год будут не в пользу крупного бизнеса из-за ухода IKEA.

Причин такого развития было несколько. Во-первых, некоторые "гаражники" накопили достаточно капитала для расширения бизнеса и покупки более производительного оборудования. Но такой подход потребовал концентрации на определенном виде корпусной мебели (кухни, шкафы, столы и пр.), что предполагает потерю гибкости. Также, формат среднего бизнеса требовал другого подхода к продажам. Возникла необходимость создавать собственную дилерскую сеть. При этом, тот же "гаражник" сохранил свою адаптивность к внешним условиям, для него вход и выход из бизнеса практически ничего не стоит, он может закрыть производство при неблагоприятной ситуации, а при благоприятной снова его открыть.

Кроме того, малые бизнес построил невероятно устойчивую систему кооперации, в которой одни малые предприятия осуществляют раскрой плит, кромкооблицовку и вырезку необходимых присадок под петли, а другие осуществляют сборку мебели под заказ или для продаж в мебельных салонах. Весь малый бизнес обеспечивается поставками фурнитуры, различного назначения от специализированных торговых компаний.

Крупный производитель корпусной мебели приобретает много проблем, которые, прежде всего, связаны с возросшими постоянными затратами, в виде содержания административного аппарата, оплаты арендных платежей, необходимости непрерывно поддерживать продажи, необходимости платить за эксплуатацию производственного фонда, покрывать возросшие налоги и прочее. В то же время, средний бизнес не может переждать трудные времена просто распустив персонал, потом его можно и не собрать.

При этом, экономика среднего мебельного производства не всегда позволяет получить экономический выигрыш по сравнению с тем же "гаражником". Более производительное оборудование стоит больших денег, и требует более дорогого обслуживания, в отличии от "гаражника", который может производить продукцию на очень старом и дешевом оборудовании.

Ситуацию на рынке изменила IKEA (правильно Ingka). Необходимо выделить позитивное влияние этой компании на российский рынок. IKEA стала крупнейшим оператором на российском рынке мебели, который обеспечил производство мебели класса "эконом" и "эконом+" в большом объеме, а также стал продвигать на российском рынке премиальные элементы мебели. Например, в залах IKEA можно было увидеть фанерованные кухонные столешницы и фанерованную мебель, что можно уже отнести к классу "премиум". Никто из других производителей мебели не мог внести в линейку своей продукции сопоставимые изделия, по сопоставимой цене.

IKEA включает в себя крупнейшие российские заводы, которые производят мебель из массива хвойных пород и ДСтП, существенная часть изделий поступает из других стран (Подробный анализ об IKEA и о том, почему ее нельзя продать мы писали здесь).

Можно довольно долго говорить о качестве продукции IKEA и запрограммированном сроке службы мебели, тем не менее, только IKEA смогла выстроить эффективную систему продаж мебели из массива хвои и принести на рынок мебель с фанерованными элементами по относительно низким ценам. Уход IKEA из России однозначно приведет к некоторой деградации мебельного рынка.

Дизайнеры не той системы...

Российская мебель имеет существенную проблему, выраженную в качестве дизайна. Мы не говорим о том, чтобы это был строгий скандинавский дизайн, как это пропагандировала IKEA, но и с другими стилистическими решениями в России наблюдается проблема.

Даже мебель выполненная из дорогих материалов (например массива дуба или ясеня) зачастую имеет вид лучших образцов 60-х годов прошлого века.

Тем не менее, конструирование и дизайн мебели одно из важнейших направлений, которое обеспечивает как экономику производства мебели и её рентабельность, так и потенциал продаж. С учетом обилия современных материалов, не всегда использование дорогого материала обеспечивает успех последующих продаж. Опыт IKEA показывает: оригинально сделанная мебель, из самых простых материалов, но правильно позиционируемая маркетологами может успешно продаваться даже по сильно завышенной цене. Одновременно, при производстве этой мебели используется минимальное количество производственных операций, что сказывается на себестоимости.

Конечно, необходимо понимать, что возможности малого бизнеса, в виде "гаражников" и небольших деревообрабатывающих производств в плане дизайна мебели и маркетингового продвижения ограничены.

Та же IKEA имеет существенные возможности для создания и развития новых продуктов, а также их сборки из элементов поступающих из разных стран, где их производство наиболее рентабельно. То есть в IKEA, дизайн, маркетинг, экономика производства и логистика на одной стороне, что позволяет продавать продукцию с максимальной рентабельностью.

IKEA, как крупная компания, имеющая свою сбытовую сеть, может навязывать покупателям "предпочтения", формировать новые тренды и моду. Малые и средние предприятия никогда не будут способны на что-то сопоставимое. Их удел двигаться в трендах или пытаться удержаться в не самых популярных нишах.

В то же время, присутствие на рынке такого сильного игрока как IKEA подстегивало других участников рынка к развитию. Хотя вопрос о дизайне и моде, в настоящее время, является вопросом качественно работающих маркетинговых служб и маркетинговых бюджетов.

Запрет на ввоз мебели скажется...?

Как скажется запрет на ввоз иностранной мебели в Россию? Будет ли это триггером внутреннего роста производства мебели и полёта дизайнерской мысли? Начнется ли новая эпоха мебельного дизайна в России?

По оценкам НЛАРИ, для ожидания роста мебельного производства в России нет оснований. Низкий платежеспособный спрос в стране не способен поддерживать развитие и применение новых или более дорогих материалов в отечественном мебельном производстве. Это один из основных факторов. Дополнительно, уход IKEA из России и остановка местных производств Группы привела к сокращению мебельного производства, что должно быть скомпенсировано другими игроками рынка.

Также, низкий платежеспособный спрос не способен создать и поддерживать развитие дизайнерской школы в России.

На фоне ухода IKEA, отечественный мебельный рынок придет в формат с тотальным доминированием малого бизнеса, который терял рынок из-за IKEA в последние годы. Напомним, что IKEA занимала до 20% российского рынка.

Будет ли дефицит мебели? Конечно нет. Малый бизнес быстро займет пустые ниши, как мы говорили вход на рынок для малых производителей стоит крайне мало. Возможно будет дефицит мебели в сегменте "люкс" и "премиум", который был представлен преимущественно импортной мебелью.

Будет ли мебель хуже? В сегментах "эконом" и эконом+" качество мебели вряд ли кардинально изменится. Возможно упростится дизайн мебели, из-за ухода IKEA станет меньше оригинальности, но это вопрос предпочтений. Также, можно ждать проблем с некоторыми декорами ламината, который не будет поставляться в Россию из Европы. В сегменте "люкс" и "премиум" мебель станет хуже, по той причине, что отечественные производители не готовы в полной мере выдавать качественный дизайнерский продукт. Добавим к этому проблемы с профессиональными лаками и красками для древесины попавшими под санкции и которые теперь не поставляются в Россию. Также запрещен ввоз шпона и пиломатериала тропических пород в Россию из ЕС.

Будет ли мебель дороже? Да, можно ждать подорожания, что уже и видно. Причин много, во-первых, уход крупного игрока создает повышенный спрос, что ведет к росту цен. Во-вторых, мы наблюдаем мировой рост цен на фоне напечатанных во COVID-пандемии денег. В-третьих, выросла стоимость мебельной фурнитуры из-за логистических ограничений поставок, а некоторые продавцы мебельных комплектующих ушли из России.

Будет ли российская мебель экспортироваться за рубеж? Стоит ожидать существенного сокращения экспорта российской мебели. Основной экспорт мебели в предыдущие годы обеспечивался IKEA.

Заменит ли кто-нибудь импортную мебель из Европы? Вполне можно ожидать увеличение поставок мебели класса "премиум" и "люкс" из стран юго-восточной Азии. Несмотря на свои особенности эта мебель имеет свой шарм и эстетику. Надо признать достаточно высокие способности азиатских мебельщиков и высокое качество местных древесных пород.

Возможно, запрет на импорт мебели из недружественных стран создаст дополнительный спрос в сегментах "премиум" и "люкс" , и поможет некоторым российским производителям мебели в эти не простые времена, что само по себе уже не плохо.

------------------------------------

Примечание:

* - деление на классы "эконом", "эконом+", "премиум" и "люкс" условное. Предполагается что "премиум" - это шпонированная мебель, а "люкс" массив ценных пород".

-----------------------------------

Опубликовано по материалам аналитического лесопромышленного блога STRATFORest - аналитика для профессионалов.

Все права принадлежат ООО "Национальное Лесное Агентство Развития и Инвестиций".

От исследования лесопромышленных рынков и бизнес-планирования до привлечения инвестиций и управления отраслевыми проектами.

Подробнее на WWW.NLARI.COM

Ждем Вас на нашем сайте. Подписываемся на канал
Ждем Вас на нашем сайте. Подписываемся на канал

----------------------------

Другие публикации канала

Стало известно почему IKEA продать нельзя

Будущее наступило: Дроны будут сажать деревья

Озвучены потери от запрета поставок древесины в Европу

Названы пострадавшие от санкций производители древесных пеллет

Европейский Союз запретил импорт древесины из Российской Федерации

Россия хочет упростить экспорт пиломатериалов

Россия потеряет европейский рынок лесопродукции

Новый удар по российскому лесопромышленному комплексу

Заготовка леса может прекратиться