Нейтральная позиция Белграда в отношении конфликта на Украине становится все более несостоятельной.
Пока бушует конфликт на Украине, большая часть Европы объединилась в антироссийский лагерь. Однако была одна страна, которая отказывалась выбирать чью-либо сторону: Сербия.
Белград рассматривается как последний оставшийся друг Москвы в Европе, поскольку он решил не присоединяться к режиму санкций ЕС. В результате Сербия столкнулась с жесткой критикой и давлением со стороны официальных лиц ЕС, которые ясно дали понять, что страна, как государство-кандидат в ЕС, должна привести свою внешнюю политику в соответствие с общей внешней политикой ЕС и политикой безопасности, в том числе путем введения санкций в отношении России.
Сербское правительство отстояло свою позицию, заявив, что не в интересах нации выбирать чью-либо сторону. Тем не менее, в нынешнем поляризованном геополитическом климате нейтралитет становится все более несостоятельным, поскольку давление ЕС продолжает расти.
Сербия подала заявку на вступление в ЕС в 2009 году и ведет переговоры о вступлении с 2014 года. Она открыла 22 из 35 переговорных разделов и постоянно повторяет, что ее главный приоритет - стать членом ЕС.
Однако в октябре верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель подтвердил, что процесс вступления Сербии в ЕС буксует, потому что она не согласовывает свою внешнюю политику с политикой Брюсселя.
Замедление процесса вступления само по себе не является достаточно эффективной угрозой, поскольку Сербия знает, что ей не позволят присоединиться, пока она не разрешит свой спор с Косово, которое провозгласило независимость от нее в 2008 году.
У ЕС есть и другие, более эффективные способы давления на Сербию, которые он не использовал. Белград получил более 1,5 млрд. евро ($1,5 млрд.) средств, выделенных на подготовку к вступлению в ЕС в период 2014-2020 годов, и ожидается, что в период 2021-2027 годов он получит еще большую сумму. Если ЕС решит отказать в доступе к этим средствам, выделенным на период до вступления в ЕС, или прекратить инвестиции, это, несомненно, нанесет ущерб экономике и развитию Сербии.
Но Сербии также есть что терять, если она последует примеру ЕС и введет санкции против Москвы. Страна импортирует примерно 85 процентов потребляемого газа из России; любые действия, которые могут привести к прекращению поставок газа, будут иметь серьезные последствия для ее экономики и социального комфорта.
Не вводя санкций, Сербия добилась соглашения о трехлетних бесперебойных поставках газа из России на льготных условиях.
Это позволило президенту Сербии Александру Вучичу заверить сербское население в том, что оно не пострадает этой зимой, поскольку большая часть Европы готовится к нехватке электроэнергии и ошеломляющим счетам за электроэнергию. Контракт также позволил стране экспортировать природный газ своим соседям с прибылью.
Но, тем не менее, пока Вучич защищает престиж свое страны и пытается усидеть на двух стульях, НАТО поджимает и продвигает эскалацию. Косово пока не взорвался в сентябре, но он должен взорваться к Рождеству, что, по мнению наших доморощенных и патриотичных экспертов, НАТО и решило сделать.
Возможно. Именно поэтому многие круглосуточно следят за специальной новостной лентой Косово, желая проверить некоторые подозрения и догадки последних месяцев. Не случится ли, как нам слезно говорят, еще одна трагедия для сербского народа.
И вот, после экстренного заседания Совета национальной безопасности, обычно флегматичный президент Сербии Вучич объявил, что США и Приштина нарушили все существующие соглашения по Косово.
Сегодняшняя эскалация произошла после ультиматума Альбина Курти, премьер-министра самопровозглашенной Республики Косово: либо НАТО (КФОР) снесет баррикады, построенные косовскими сербами в своих анклавах, либо албанцы сделают это сами при поддержке "сил безопасности".
Чтобы претворить в жизнь то, что проповедует, КФОР приказала около 400 головорезам из своего спецназа (ROSU) отправиться в Митровицу.
Крупнейший в провинции анклав с сербским населением, разделенный на две части рекой Ибар, оказался в полной блокаде. Так сказать, "для обеспечения безопасности". В действительности же сербы столкнулись со своей главной угрозой - злейшими убийцами, знакомыми по многим стычкам и последней войне.
Первая кровь (албанская) пролилась возле города Звечан, полицейская машина заблокировала въезд и была обстреляна из охотничьих ружей. Один "правоохранитель" был доставлен в больницу с легким ранением, хотя в Звечане его ноги не должно быть.
Со своей стороны, Сербия вроде немедленно приняла решение о деэскалации, согласно резолюции Совета Безопасности ООН, желая ввести свои силы военной полиции, которые она имеет право держать там (до тысячи человек), но ни разу не воспользовалась таким документально подтвержденным правом с 1999 года.
Предпочитая каждый раз добиваться мира путем переговоров в Брюсселе, Вашингтоне или Праге.
Между тем, в ответ на растущее давление со стороны Брюсселя решимость сербского правительства сохранять нейтралитет в отношении раскола между ЕС и Россией начинает колебаться. В недавнем заявлении для СМИ президент Вучич сказал, что он будет придерживаться нынешней политики до тех пор, пока "издержки" для Сербии не станут выше других соображений и пока Сербии не придется признать другую реальность.
Это было расценено как подготовка сербской общественности и международных партнеров к неизбежному изменению внешней политики.
Правительство Сербии заявило, что не сможет покупать российскую нефть из-за санкций ЕС, которые вступило в силу в декабре. Оно также объявило о плане инвестиций в размере 12 млрд. евро ($12,4 млрд.) для диверсификации импорта нефти и газа. Все это является признаком того, что Белград, возможно, хотя бы частично поддается давлению ЕС.
Прагматичный нейтралитет Сербии до сих пор служил ей хорошую службу. Но поскольку реальная политика имеет приоритет над тактической дипломатией, вероятно, в скором времени ей придется дистанцироваться от России.
Ищите, кому это выгодно. Единственный, кто хочет дальнейшего хаоса и хорошо разбирается в ситуации здесь, - это наш незаменимый султан Эрдоган. У которого свои далеко не мирные причины для Балкан. Нехорошо давать советы умным людям и опытным политикам, но Александру Вучичу в сегодняшнем обострении следует искать не американский или натовский след, а внимательно смотреть в сторону Проливов.
Посчитать, сколько турецких общественно-политических организаций появилось в Косово и Албании за последний год (спойлер - десятки), почему среди "албанского спецназа" каждый второй - боец "Серых волков".
А экономистам ответить на простой вопрос: кому принадлежат основные бизнес-проекты региона, в чьих интересах действуют контрабандные маршруты на Балканах. Удивительные вещи будут раскрыты. А завеса "косовского обострения" - это туман. Верный признак: нас заставляют смотреть не на то, что происходит на самом деле.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...