Найти тему
Память Даурии

Тунгусские божества.

О эвенкийских (тунгусских) богах «Малю» и о злых духах «Ходемани»собрано достаточно много материалов.
Культуру, быт, традиции и верования тунгусов изучали Д.Г. Мессершмидт, П.С. Паллас, В. Штёцнер, С.П. Крашенинников, Г.Ф. Миллер и многие другие исследователи.
Полный круг деревянных богов тунгусов «Малю», состоит из главного бога «Мани», имеющего девять голов, его помощника, солдата и еще десяти фигур. Эти фигуры изображают: птицу, солнце, луну, звезду, змею, черепаху, половину солдата, голову солдата и лешего. Этот полный круг богов видит всюду, куда бы ни попал человек, – все, что бы он ни делал. Так, например, птица видит, что человек делает в воздухе, черепаха – в воде, змея – между скал, леший – в лесу.
Рты всех богов запачканы кровью животных, которых приносят в жертву им их хозяева.
Согласно тунгусским поверьям, человек заболевает тогда, когда он не дает есть богу. Если человек заболел, то призывают шамана, и последний спрашивает у бога, какую жертву надо ему принести, чтобы человек поправился. Шаман надевает костюм и два раза бьет в барабан. Затем ожидают, чтобы шаман впал в транс. Если транса не получается, то бьют в барабан еще раз. Если и на этот раз шаман не впадает в транс, то зовут другого шамана, третьего и так далее покане не получиться войти в искомое состояние.
У каждого человека имеется свой особый бог – «Када-бурхан». И вот, когда шаман впал в транс, его Када-бурхан начинает вести переговоры с Када-бурханом больного, и спрашивает, какую жертву надо принести для того, чтобы заболевший выздоровел. Когда торг между двумя Када-бурханами состоялся, Када-бурхан шамана говорит последнему, что требует Када-бурхан больного. В зависимости от степени болезни, требуется корова, свинья, косуля, овца, курица.
Действует принцип магии «Жизнь за жизнь», так называемый закон равновесия.

Когда становится известно, что требуется богу для удовлетворения его аппетита, близкие заболевшего, вместе с шаманом, становятся на колени и торжественно обещают богу принести ему просимую жертву лишь только тогда, когда больной совсем оправится от болезни. Но и в этом случае они оказываются не так просты, как это кажется на первый взгляд. Когда больной совсем оправился от болезни, они закалывают нужное животное и приносят бурхану в жертву только «рожки да ножки», а именно: вырезывают у животного глаза, уши, нос и копыта и подвешивают их возле изображения бога, а рот мажут кровью животного, принесенного ему в жертву. Мясо же тунгусы съедают сами.
Для каждого места, угла, косяка у них имеется свой бог. В лесу имеются особые боги, которые лежат и висят на деревьях, завернутые в бересту. В каждой такой бересте находится по два бога, женщина и мужчина, одетые в кожаные костюмы. Сильно распространена среди тунгусов и вера в богов-чертей – «Сюргуль», живущих в лесу. По их поверью, каждый Сюргуль величиной с большие ворота, и может сразу проглотить целую лошадь.
Существует легенда, что на Аргуне некий старик проезжал вечером через лес, к нему на спину прыгнул Сюргуль. Старик не растерялся и, перекинув через плечо свой ремень, крепко привязал Сюргуля к себе и поскакал вместе с ним в деревню. Когда же забрезжил рассвет, Сюргуль стал умолять старика отпустить его, так как ему, по времени, уже надо быть в лесу. Однако старик был неумолим. Затем, когда взошло солнце, старик почувствовал, что Сюргуль как бы совсем затих и одеревенел. Когда, по приезде в деревню, старик развязал пояс, на землю повалилось бревно, в которое превратился Сюргуль. Когда же это бревно было разрублено пополам, то из середины его полилась кровь. Обе половинки бревна были брошены в огонь, где они еще долгое время шевелились, как живые, пока не сгорели.
Кроме перечисленных злых и добрых богов, имеется еще злой бог Ходемани – огромного роста, который живет всегда за морем. Этот бог Ходемани живет за морем, и все знает о жизни людей от ласточек, которые живут в палатках тунгусов, каждую осень улетают за море, и все рассказывают о жизни людей Ходемани.
Когда становится известно, что требуется богу для удовлетворения его аппетита, близкие заболевшего, вместе с шаманом, становятся на колени и торжественно обещают богу принести ему просимую жертву лишь только тогда, когда больной совсем оправится от болезни. Но и в этом случае они оказываются не так просты, как это кажется на первый взгляд. Когда больной совсем оправился от болезни, они закалывают нужное животное и приносят бурхану в жертву только «рожки да ножки», а именно: вырезывают у животного глаза, уши, нос и копыта и подвешивают их возле изображения бога, а рот мажут кровью животного, принесенного ему в жертву. Мясо же тунгусы съедают сами.
Для каждого места, угла, косяка у них имеется свой бог. В лесу имеются особые боги, которые лежат и висят на деревьях, завернутые в бересту. В каждой такой бересте находится по два бога, женщина и мужчина, одетые в кожаные костюмы. Сильно распространена среди тунгусов и вера в богов-чертей – «Сюргуль», живущих в лесу. По их поверью, каждый Сюргуль величиной с большие ворота, и может сразу проглотить целую лошадь.
Существует легенда, что на Аргуне некий старик проезжал вечером через лес, к нему на спину прыгнул Сюргуль. Старик не растерялся и, перекинув через плечо свой ремень, крепко привязал Сюргуля к себе и поскакал вместе с ним в деревню. Когда же забрезжил рассвет, Сюргуль стал умолять старика отпустить его, так как ему, по времени, уже надо быть в лесу. Однако старик был неумолим. Затем, когда взошло солнце, старик почувствовал, что Сюргуль как бы совсем затих и одеревенел. Когда, по приезде в деревню, старик развязал пояс, на землю повалилось бревно, в которое превратился Сюргуль. Когда же это бревно было разрублено пополам, то из середины его полилась кровь. Обе половинки бревна были брошены в огонь, где они еще долгое время шевелились, как живые, пока не сгорели.
Кроме перечисленных злых и добрых богов, имеется еще злой бог Ходемани – огромного роста, который живет всегда за морем. Этот бог Ходемани живет за морем, и все знает о жизни людей от ласточек, которые живут в палатках тунгусов, каждую осень улетают за море, и все рассказывают о жизни людей Ходемани.
Когда становится известно, что требуется богу для удовлетворения его аппетита, близкие заболевшего, вместе с шаманом, становятся на колени и торжественно обещают богу принести ему просимую жертву лишь только тогда, когда больной совсем оправится от болезни. Но и в этом случае они оказываются не так просты, как это кажется на первый взгляд. Когда больной совсем оправился от болезни, они закалывают нужное животное и приносят бурхану в жертву только «рожки да ножки», а именно: вырезывают у животного глаза, уши, нос и копыта и подвешивают их возле изображения бога, а рот мажут кровью животного, принесенного ему в жертву. Мясо же тунгусы съедают сами.
Для каждого места, угла, косяка у них имеется свой бог. В лесу имеются особые боги, которые лежат и висят на деревьях, завернутые в бересту. В каждой такой бересте находится по два бога, женщина и мужчина, одетые в кожаные костюмы. Сильно распространена среди тунгусов и вера в богов-чертей – «Сюргуль», живущих в лесу. По их поверью, каждый Сюргуль величиной с большие ворота, и может сразу проглотить целую лошадь.
Существует легенда, что на Аргуне некий старик проезжал вечером через лес, к нему на спину прыгнул Сюргуль. Старик не растерялся и, перекинув через плечо свой ремень, крепко привязал Сюргуля к себе и поскакал вместе с ним в деревню. Когда же забрезжил рассвет, Сюргуль стал умолять старика отпустить его, так как ему, по времени, уже надо быть в лесу. Однако старик был неумолим. Затем, когда взошло солнце, старик почувствовал, что Сюргуль как бы совсем затих и одеревенел. Когда, по приезде в деревню, старик развязал пояс, на землю повалилось бревно, в которое превратился Сюргуль. Когда же это бревно было разрублено пополам, то из середины его полилась кровь. Обе половинки бревна были брошены в огонь, где они еще долгое время шевелились, как живые, пока не сгорели.
Кроме перечисленных злых и добрых богов, имеется еще злой бог Ходемани – огромного роста, который живет всегда за морем. Этот бог Ходемани живет за морем, и все знает о жизни людей от ласточек, которые живут в палатках тунгусов, каждую осень улетают за море, и все рассказывают о жизни людей Ходемани.
Последний очень любит есть живых людей, но не может перейти через море, так как у него в животе имеется большая дыра и едва он попадает в море, как дыра эта начинает наполняться водой и он, из боязни утонуть, возвращается обратно. Богов и легенд о богах у эвенков очень много, ограничимся перечисленными.
Легенды о богах эвенков в нашей группе в ВК:
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_539
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_517
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_519
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_521
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_527
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_528
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_529

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.