Как происходит работа с образом на длинной дистанции, заточенной под конкретную карьеру? Давайте сегодня посмотрим на то, как трансформировался образ рок-исполнителя с небольшими изначально бюджетами. Мне кажется, в какой бы сфере вы ни работали, общее развитие будет идти примерно так же: рывками, с кучей экспериментов, неровно, но постепенно находки будут складываться в что-то уникальное. Ну и да, если у вас сыновья подрастают, это статья прямо на злобу дня.
Для примера я взяла британского исполнителя Барнса Кортни и его карьеру на протяжение 6 последних лет. Послушайте на Яндекс.Музыке, если интересно, плюс я приложила несколько его клипов с Ютуб. Возможно, вам понравится.
Мой брат, программист с очень сложной и массивной специализацией, говорит мне: «Когда работаешь с задачей, которую до тебя никто не решал, планировать в итоге получается все равно только на один шаг вперёд. Конечно же, в целом всё стараются предусмотреть на этапе планирования. Но развилок по мере решения задач так много, что надо быть готовым свои изначальные ожидания пересматривать.»
В стиле то же самое. По мере работы с человеком есть общая канва, в которой все варианты для него будут хороши по одному критерию. Например, по внешности. Но критериев много, а самый главный — обратная связь от мира. Когда она благоприятная и отвечает задачам клиента, мы понимаем: «Отлично получилось! Идём дальше в том же направлении!» А когда результат хороший, но не тот, значит, надо ещё что-то продумать и поменять.
Сегодня я хотела вам показать такие шаги на примере одной молодой звезды, британского певца Барнса Кортни. Нет, он не мой клиент. Но на его примере видно, как коллеги искали стиль, создавали образ, получали обратную связь (скажем, от туров, клипов, продаж, просмотров) и применяли случайные находки.
Я для себя этого исполнителя открыла года полтора назад, с этих пор все его треки, что я нашла на Яндекс.Музыке стоят в отдельном плей-листе, под который я работаю. Что меня подкупило? Во-первых, очень разнообразное звучание композиций. Это как раз тот случай, когда в пределах одного направления автор и исполнитель способен показать тончайшие нюансы настроения. Во-вторых, поэзия. Чтобы писать так лаконично и при этом образно, нужен большой творческий опыт и глубокая способность к рефлексии. Открыв для себя Барнса, я и к своим текстам стала относиться строже.
Но давайте перейдём к стилю самого исполнителя. От того, насколько интересен будет образ зрителю, зависит прирост аудитории, турне и продажи. Именно поэтому сценический образ должен формироваться параллельно с репертуаром, на тормоза его спускать нельзя. Но нам интересна техника и бюджеты, конечно.
Этап первый. "Денег нет, но вы держитесь!"
Случай Барнса - тот, когда не было заоблачных бюджетов или богатых родителей, которые оплатят группу и чаты. У него и продюсер-то появился далеко не на первом году работы.
Был талант и тяга: Барнс занимался музыкой всю жизнь, песни начал придумывать, как только научился говорить. В двадцать с небольшим он работал продавцом в магазине бытовой техники, бомжевал по диванам друзей, но свои музыкальные группы продолжал развивать. Когда удалось наконец подписать контракт с лейблом звукозаписи, альбом записали, но не выпустили. После этого Барнс ушел в сольную карьеру.
Первые клипы "Fire" и "Glitter&Gold" сделаны очень просто. Тут ни костюмов, ни особого реквизита. Всё держится на операторском мастерстве. Это в целом, по моим прикидкам, очень не дорого. В России такое видеографы ради портфолио снимают.
Вот "Fire". Всё дело в сильном треке. Организационно это одежда, в которой исполнитель просто ходит по улице, один съёмочный день, несколько дней монтажа, цветокоррекция. Как на самом деле, я не знаю. Коллеги, кто занимается видео, поправьте меня в комментариях. Но, думаю, по здравому смыслу это близко: исполнитель начинающий, вкладываться в него вряд ли кто-то будет в больших объёмах.
"Glitter&Gold" посложнее, тут студия, свет, ассистенты, намного более сложный видеоряд. Съёмка в двух локациях. Реквизит в виде проектора, штукатурки (студию, разумеется, потом надо вычищать за собой, кстати). Освещение более сложное, поэтому и постановщик нужен более опытный, чем в предыдущем клипе, который просто полностью снят при дневном свете в "золотой час" на закате.
Образ исполнителя сам по себе тот же, достаточно простой. Вложений - свежая стрижка, и всё.
Но вот, с этого материала что-то началось. И стало понятно, что с образом надо что-то менять.
Почему?
Получилось слишком красиво.
Исполнитель вылизанный, как в мальчиковой группе вроде "Backstreet Boys", а материал шаманский, с глухими барабанами и четким американским влиянием.
Выяснилось, что стричь его всё-таки не надо. Кроме того, обросший Барнс немножко компенсировал органические задатки своего богатырского телосложения в пользу более байронического образа.
Этап 2. Уход в винтаж
Дальше что-то пошло по другой ветке. Вероятно, образ мачо был Барнсу не по темпераменту, и поддерживать его было сложно. Я таки думаю, его подстригли на предыдущем этапе, чтобы показать на камеру, но потом оказалось, что вместе с этим отсекли множество сильных сторон. Например, в клипе Fire можно увидеть, как он кривляется на камеру, и этот жест сохраняется до сих пор, до последних клипов. Он очень естественный, но его вырезали при монтаже.
Важно, что у Барнса мужественное телосложение. Шея мощная, прямо такой же ширины, как голова. Ему бы мечом махать или в поле пахать - богатырь. Но вроде как неформальская среда предполагает некоторое смешение мужественных и женственных черт. Если бы он был прямо викингом от природы, то отрастил бы хайры до пояса и пел бы в совершенно другом стиле. Но тут всё сложнее и приходится выкручиваться. Поэтому лохматая стрижка позволяет хотя бы голову сделать чуть больше визуально по отношению к шее и плечам, то есть, всю комплекцию в целом более утонченной. Именно от лохматости как отправной точки появляется возможность зайти в несколько веток сразу: винтаж, романтику, шаманство, игровое сумасшествие и так далее. На протяжение нескольких лет артист перебирает эти возможности, отбраковывает неподходящие для себя, складывает в копилку удачные.
Медийный образ усложняется, появляется новая глубина. В альбоме "404" сохраняется байроническая романтика в поэзии, но звук становится немного легче. Образ героя уходит в винтаж.
В клипе "Hollow" уже видно разделение на естественный и сценический образ. Это первые ласточки, но в красном бархатном костюме с черной рубашкой в горох Кортни ходил потом несколько лет, только к ним добавились белые казаки.
Самым дорогим из всего ряда смотрится "You and I". Тут на глаз не меньше двух съёмочных дней, достаточно сложный монтаж, инсценировка другого исторического времени, постановочная хореография, продуманные образы, реквизит, актеры.
Образ исполнителя полностью повседневный. Эта винтажность повторяется на том этапе и в других клипах, и в фотоматериалах артиста. В целом такой закос под конец 80х-начало 90х был характерен для Кортни на том этапе, в 2019-2020. Это тема хипстерская, разумеется. То, что любят подростки. Но было ощущение, что артист немножко мечется между этим простым комфортным образом и более ярким, эксцентричным.
Этап 3. Богема из Лос-Анджелеса
Перед пандемией Барнс уехал в Америку. Очень долго не было концертов, выступления были запрещены. Наверняка это был очень сложный этап. Даже после того, как у нас, в России, всё уже давно отменили и забыли, у них там очень долго переносили выступления. Но сейчас, вроде, всё наладилось, и ребята пашут. Я видела фото с туров по Европе и свежие съёмки наконец.
Когда относительно начинающий артист много выступает, видна быстрая трансформация образа. В этом случае рывки видны, потому что плавного восхождения не было: то застой, то прорыв.
Буквально недавно стало видно, что появился новый продуманный образ. Это совершенно точно уже работа профессионального стилиста, который учитывает и темперамент, и органику Барнса, и особенности его творчества. Образ вплетается в традицию рок-музыки в целом, очень магический, странный. Ближайшее, что могу вспомнить из похожего, это Стив Тайлер из "Aerosmith" - очень близко, но поколение, конечно, другое. И тот был просто как добрый сказочник, а у Барнса сумасшедшинка опасная, как из фильмов ужасов. Постоянно возникают образы членовредительства, кровь, бинты. А также вандализма: оцените граффити на куртке.
На фото образ сценический для одного из выступлений. Там на теле боди из трикотажа в тон куртке, который мелко нарезан, как перевязочный материал (помните, были у нас такие эластичные трубчатые бинты?). Очень тонко сделано. Это, с одной стороны, отсылка к кружеву, что поддерживает его романтическую тематику, но гораздо более свежо, чем имитация викторианского стиля, например. С другой, это жест в сторону аудитории с подростковым складом личности, то есть, людей эмоциональных, непонятых, склонных к самоповреждениям.
То, что вы видите, это полностью эхо готически-декадентской романтики конца 19 века, только на новый лад. Из Барнса попробовали сделать вампира, что в целом характерно для рок-сцены, но, как я уже писала, у него очень мощное телосложение для такого образа и он от природы больше смешной и дурашливый, чем возвышенный и запредельный. Слишком живой. Именно поэтому, видимо, образ уходит в агрессию и хоррор, а не в что-то там для кисейных барышень.
А вот тут чуть более старое фото, свежевыкрашенный Барнс в начале трансформации. Шуба из квир-тематики, достаточно актуальной сейчас всё для той же аудитории. Не обязательно 15-18 лет, некоторые Мне кажется, примеряли некоторое количество образов подряд, некоторые оказались "слишком" и отвалились. Часть прижилась.
Тут получилось очень здорово, но, вероятно, слишком женственно и недостаточно агрессивно. Повторения образа я не видела. А вот полоска пластыря на носу, как будто он недавно был сломан, это уже часть образа, аксессуар.
Белые казаки - единственная часть гардероба у Барнса, которая не меняется никогда. Вероятно, это такой островок стабильности на фоне стресса последних лет. Ну, или талисман по жизни, как стрижка Анны Винтур или черная водолазка Джобса. Или просто те самые десять одинаковых пар, которые подошли по полноте и анатомии, и их пришлось купить с запасом.
Ниже фото с какой-то гастрольной поездки, обычный повседневный образ. Жирафа на заправке купили по пути.
Последний клип, "Supernatural" подводит итог этому поиску. Вместо застенчивого и нескладного парня у нас теперь сумасшедший Джокер.
По съёмкам. Это то, что сейчас называется "голливудский стандарт". Полная съёмочная группа, всё продумано заранее. Наверняка прорисованы все раскадровки. Куча реквизита плюс совершенно точно сработал стилист. Съёмочный день один, но подготовки к нему очень много.
Кстати, очки у него появляются со второго этапа образа и дальше тоже как часть образа, которая постоянно фигурирует в клипах и промоматериалах. Они как маска, фасад, за который не заглянешь.
А ещё удачными, бывает, оказываются случайные находки. Так, именно в последний год у Барнса появился "фирменный жест". Вот совершенно точно, это не придумаешь специально. Наверняка пробовали ставить разные кадры на съёмках трейлера к фильму, и как-то случайно нашли.
Лилии, однако, это символические цветы, которые означают благородство и покровительство. Плюс у них наркотически сладкий дурманящий аромат, они и красивые, и как будто бы тоже опасные. Вот про лилии продумали для одного клипа точно, а потом так и потянулось.
Если бы я могла, я бы показала что-то подобное на образах каких-нибудь политиков или топ-менеджеров, но ничего путного не вижу. Там народ сильно не заморачивается. Но... ведь была в немецком парламенте какая-то яркая женщина, которая носила красный костюм? а ещё кто? Подскажите в комментариях, мы с вами посмотрим.
Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь ей в социальных сетях. Меня это очень мотивирует писать дальше)) Ну, и приходите на консультации и составление "Книг стиля". Мой сайт с услугами в профиле канала.