Найти в Дзене
будни и "блестки"

БУДНИ И "БЛЕСТКИ" ПАВЛОДАРСКОЙ, КАЗАХСТАНСКОЙ ( И НЕ ТОЛЬКО ) ЖИЗНИ

ОБРАЗ СЕГОДНЯШНЕГО КАЗАХСТАНА СО СВОЕЙ НЕ ПРОСТОЙ ИСТОРИЕЙ О КОТОРОЙ НАДО, КАЖЕТСЯ, ПИСАТЬ ТАКОЙ КАКАЯ ОНА ЕСТЬ: БЕЗ ПРИКРАС И ПРЕУВЕЛИЧЕНИЙ. ОНА ЭТОГО ЗАСЛУЖИВАЕТ

*** Не секрет, что сегодня, в так называемой, казахстанской интеллектуальной среде складывается мнение об абсолютной безупречности представителей алашординского движения начала минувшего ХХ века. В огромном все нарастающем вале информации о людях этого круга их, большей частью представляют в самом прямом смысле теми с кого во всем надо брать пример, ибо все чтобы они не делали тогда - только во имя высокой цели, высоких идеалов и т.д., чуть ли не как единственные спасители отечества, без которых все ... ,не то, что некоторые. Как говорится все возвращается на круги свою. Понятно чем речь. Однако вот передо мной в «Казахстанской правде» за 13 декабря 2022 года выступление члена-корреспондента Академии наук РК Амантая Шарипа «Казацкий алашординец». В нем речь идет об известном деятеле того же не простого времени, достойном сыне казахстанского народа русского человека Т.И.Седельникова, который и в годы царского самодержавия, и при Советах вместе с деятелями Алаш-Орды, перехав в Казахстан из центра России, активно защищал интересы и простого казахского люда. При чем с искренней убежденностью и убежденностью в правоту своего дела дела всей своей жизни. Скажу честно я как и многие не так уж много знал об этой личности..

Но сейчас я бы хотел привести небольшой отрывок из этой публикации А.Шарипа. «На заседании Казревкома от 26 апреля 1920 года, - читаем мы, на котором рассматривался вопрос о созыве всеказахстанского съезда, Седельников потребовал возбудить дело против члена ревкома Бакытжана Каратаева, арестовать, осудить и выслать на каторгу. Его поддержал Ахмет Байтурсунов. Но оргбюро Казкрайкома сделало строгое замечание Т. Седельникову ..и призвало А. Байтурсунова к порядку… И что интересно за получение взятки и злоупотребление служебным положением, праправнук Абулхаин-хана Б. Каратаев 28 июля того же года был взят под стражу решением Жымпитинского ревкома. ( на западе Казахстана -- Б.Ш.). Позже в своих мемуарах «Краткий курс истории Алаш-Орды» Каратаев ( кстати , так же представляемый многими как тоже «образцовая во все отношениях личность, праправнук самого Абулхаир-хана из рода торе - жертва большевицкого, советского произвола -Б.Ш.) называет Ахмета Байтурсунова и Тимофея Седельникова «махровыми контрреволюционерами….». Так, что далеко не все было просто и идеально в рядах и Алашорды тех лет. Будем это просто иметь в виду

***А вот еще один взгляд на историческое прошлое глазами сегодняшнего историка. Автор ряда учебников по прошлому Казахстана, директор института истории государства Еркин Абиль в номере той же «Казахстанской правды» за 12 декабря 2022 года опубликовал статью «Республика Алаш и национальная история». В ней он, например, делает следующий концептуальный вывод :«современная республика Казахстан, являясь правопреемником Казахской ССР, через нее Казахской АССР, является также преемником Республики ( Автономии ) Алаш, ставшей исторической базой всей последующей конституционно-правовой эволюции казахской государственности». Я бы от себя лично добавил базой в основном индивидуальном, корпоративном сознании ( в основном в субъективном восприятии), определенной части интеллигенции. И то в весьма схематическом, прерывистом преломлении. Что же касается в государственно-институциональном отношений такая связь весьма сомнительная и , извините, никак не может быть базовой основой, во всяком случае до последнего времени Ибо в течение многих десятилетий советской власти, затем постсоветского развития влияния идей Алаш-Орды на государственное строительство автономной, союзной, независимой республики было, возьму на себя смелость сказать, практически весьма-весьма относительным, если она вообще была.

Еще один вывод господина Еркина Абиля: « провозглашение автономии ( казахской –Б.Ш.) и утверждение границ --… это скорее результат компромиссной политики обеих сторон, последовательной позицией лидеров Алашорды , для которых главной целью были не принципы организации власти и социально-экономическоие аспекты обустройства края , а см факт юридического закрепления суверенитета автономии и ее границ. Вывод, наверное заслуживающий внимания, хотя немало алашординцев приняли весьма заметное участие в строительстве казахской советской автономии в самых разных сферах. Возьмите тех же Тынышпаева, Байтурсунова и др.. Это одна сторона вопроса

. Другая в том, что автор такого суждения то бишь господин Еркин Абиль в русле сегодняшней весьма заметного трендового хотя не совсем объективного преувеличения веса, силы Алашорды в 20-30-40 годах прошлого века, как-то оставляет в стороне причины такого весьма заметного, как он считает, «компромисса» той советской власти, у которой, как ни говори, была реальная сила во всех отношениях, не сравнимая с авторитетом и силой их «оппонентов». А такое, скажем так, благоволительное, человечески-доброе в целом , несмотря на большие изъяны или как еще назвать, отношение советов, коммунистов их вождя к первой в истории казахов, казахстанцев государственной автономии, переросшей затем в союзную, наверное, во многом, если не в первую очередь было связана с корневыми, базовыми, программными, идеологическими установками тогда весьма мощной интернационально-коммунистической идеологии справедливости и равенства, в программных установках большевиков ( опять несмотря на их большие изъяны) которая была признана на тот период большей частью, во всяком случае весьма значительной частью всего человечества, в общем-то прогрессивного человечества. Не надо, кажется, сбрасывать со счету этот фактор - решающий, определяющий фактор.

БУЛАТ ШАРИПОВ