После тяжёлых событий в работе и жизни, Евгения решила найти то, что будет приносить ей комфорт и удовольствие. Сейчас Евгения не только шьёт, но и создаёт собственную коллекцию и обучает других.
Евгения, почему ты решила шить?
Где-то 4−5 лет назад я увидела в соцсетях, как девочка ведёт блог по шитью и параллельно продаёт свои вещи. Я смотрела и думала: «Прикольно». Решила заказать у неё комплект белья. Примерила, поняла, что мне нравится, как оно выглядит. А ещё поняла, что мне бы самой хотелось уметь делать что-то подобное.
Параллельно с этими мыслями в моей жизни случились серьёзные неприятности. Первый момент был связан со смертью близкого человека, а второй — с моей работой. Я была сотрудником колл-центра, и в мои обязанности входило выслушивать недовольных клиентов. Сначала всё было более или менее нормально, но со временем становилось только хуже. Мне звонили и говорили что-то в духе «я тебя найду». И это ещё очень мягко сказано. Такие ситуации становились очень частыми и довели до того, что меня начало трясти вообще от любых звонков. Я уволилась из этого места и поняла, что больше не хочу так.
Собралась с мыслями, заказала машинку, а также минимальный набор для шитья и решила, что теперь это будет моей работой.
Что нужно было купить, чтобы начать шить, и сколько это стоило?
Прежде всего нужна швейная машинка, её можно взять за 10 тысяч рублей. В машинке обязательно должна быть прямая строчка, петля и зигзаг, всё остальное — маркетинговый ход.
А по швейному набору всё выглядит примерно так:
- Две пары ножниц — для ткани и для бумаги. Портновские ножницы — от 1 до 2 тысяч рублей, а для бумаги — 200−300 рублей.
- Распарыватель — 200 рублей.
- Сантиметровая лента — 100 рублей.
- Ручные иглы — 150 рублей.
- Машинные иглы — 250 рублей за упаковку.
- Булавки — 300 рублей.
- Магнитная игольница — 200 рублей.
- Одна катушка ниток — 30 рублей.
- Утюг — 3000 рублей.
Останется купить любую ткань, и можно смело начинать учиться шитью не выходя из дома 🙂
Расскажи, а как училась ты?
Сначала я купила швейную книгу, но там была куча теории и терминов, в которой практически не было сказано, как шить-то. Мне не близки такие методы обучения. Тогда я решила открыть инструкцию к машинке и начала изучать, как с ней работать. Параллельно с этим узнала, что существуют готовые выкройки — будущее изделие из бумаги в реальную величину. Приложил выкройку на ткань, раскроил то, что тебе надо, и пошёл шить. Сейчас готовые выкройки идут с целыми инструкциями, что очень удобно.
Ещё мне помогло несколько книжек: «Конструирование и моделирование от, А до Я» Лидии Мудрагель и «Школа шитья и кройки» Анастасии Корфиати. Первая больше для продолжающих, а вторая как раз поможет выучить основы.
Как-то так и училась.
Были ли у тебя какие-то сложности, с которыми ты столкнулась на старте?
Наверное, самой большой сложностью для меня было преодоление синдрома самозванца. Помню, как я поставила машинку на стол и вообще не понимала, что с ней делать. Девчонки начинают шить ещё в школе на уроках труда, а у меня даже там ничего не получалось.
Мне казалось, что у меня вообще ничего не получается… несмотря на то, что уже четыре года этим занимаюсь. Но не так давно я нашла рубашку, которую сшила два года назад. Я посмотрела на неё и подумала: «И что тебе не нравилось? Отличная рубашка. В магазине вещи хуже». В общем, я достаточно долго думала, что шью плохо.
Тем не менее ты сразу выбрала шитьё как источник заработка, верно?
Да, мне не хотелось заниматься этим просто как хобби. Но я понимала, что буду учиться столько, сколько нужно, прежде чем буду готова шить на заказ. У меня не было каких-то переживаний, что я останусь без денег или что у меня уж прям совсем ничего не получится. Так и вышло. Со временем появились клиенты и какой-никакой заработок.
Расскажи, как ты впервые рассчитала стоимость своей работы?
Впервые я просто посчитала себестоимость и прикинула, сколько душа моя готова накинуть сверху. В итоге получилась стоимость расходников плюс булка хлеба. Мне кажется, многие ребята, которые начинают работать на себя, сталкиваются с неуверенностью и ставят маленький ценник.
Сейчас же я понимаю, что у меня набита рука и я делаю действительно хорошие и качественные вещи. Исходя из этого мой ценник растёт. Если вдруг я в чём-то сомневаюсь, то иду в какой-нибудь торговый центр, где не продают прям брендовые вещи, и смотрю, что там по цене. Чаще всего вижу не очень качественные вещи по завышенному ценнику — и моя душа успокаивается.
А как ты нашла первых клиентов?
Мне нужны были свежие фотки для Инстаграма. До этого я всё показывала на себе, а тут захотела, чтобы мои вещи были на других людях. Я сшила несколько топов и раздала знакомым девочкам. Одной из них настолько понравилось, что она попросила меня сделать такой же, но уже за деньги. Это был мой самый первый клиент. Остальные в основном приходили по таргету из инсты, временами работало сарафанное радио.
У меня нет постоянного потока клиентов, так как я не берусь за все заказы. Я смотрю, чтобы вещь мне откликалась, потому что тяжело делать то, что тебе не нравится. Также я должна всегда на 100% понимать, что сошью эту вещь максимально круто. Если что-то из этих двух факторов не совпадает — я не беру заказ.
Плюс прямо сейчас очень часто отказываю клиентам, так как работаю над собственной коллекцией одежды.
Расскажи поподробнее, почему ты решила делать собственную коллекцию?
Я стала замечать, что слишком часто мне не хочется делать то, что просит клиент. Я хочу, чтобы люди приходили и покупали мою коллекцию, которую я шью с максимальным удовольствием. Мне хочется вещи, которые будут сочетаться между собой и дополнять друг друга. А ещё чтобы у людей возле шкафа не возникало мысли «мне нечего надеть».
То, что я занимаюсь своей коллекцией, не значит, что я не буду брать заказы, но мне хочется больше реализовывать именно свои идеи. Например, сейчас я время от времени беру девочек на индивидуальное обучение.
Ого, ты ещё и обучаешь. Зачем? Почему?
Мне не хватало понятного обучения или какого-нибудь наставника в своё время. Как я уже говорила, мне не особо нравится подход, где пичкают теорией, а только потом, когда-нибудь начинают шить.
Мои ученицы получают тетрадь с минимальной информацией, которую нужно знать, я сажаю их за машинку — и вперёд.
А началось всё с того, что этим летом мне написала девочка и спросила, не обучаю ли я своему ремеслу. Сначала я не понимала, точно ли она обратилась по адресу. Потом сомневалась, стоит ли этим заниматься. А потом подумала и согласилась взять на обучение.
Я рассказала, что могу ей предложить, поставила мизерную цену, чтобы не бесплатно, и мы договорились на день, в который она придёт. Это был интересный опыт. Мы с ней просидели до самой ночи, часов восемь, если не больше. Она хотела сшить для себя трусы — она это сделала. Помню, на прощание эта девочка сказала: «Давай, чтобы я была не последняя».
Я очень долго думала, как я могу это реализовать, и придумала швейные практикумы, на которых знакомлю людей с машинкой и помогаю сшить то, что они хотят.
Как ты сейчас проводишь свои швейные практикумы?
Сначала у нас маленькая теория — я рассказываю, что есть в мире шитья и как с этим обращаться. Потом практика. Если человек совсем не умеет шить, мы начинаем с чего-то простого: скатерть, экомешочки, сумка шопер и так далее.
Время практикума может варьироваться от 6 до 12 часов. Всё зависит от того, за сколько ученица сделает вещь и насколько достаточно ей информации. Мы можем быстренько пройтись по теме, а может прям конспекты вести. Если ты пришла и у тебя 100 вопросов — это одно время, если 10 — другое. Я никого не тороплю и выделяю прям целый день на обучение.
Ты шьёшь на заказ, делаешь собственную коллекцию и ещё обучаешь людей. Как ты справляешься?
Справляюсь через не могу. Это очень тяжело. Периодически доходит до того, что просто ложишься и не можешь встать. У меня вообще нет никаких способов и методов, всё происходит хаотично. В моменте пытаешься всё наладить, но потом опять всё слетает — и это бесконечный круг. Может быть, это я просто такая.
Плюс ко всему ещё нужно успевать общаться с людьми, вести соцсети, делать расчёты, считать деньги. Куда ни ткнёшь — не понимаешь, за что браться и как это делать.
Короче, с балансом работы и жизни у меня никак. Люди, у которых есть баланс — либо работаю в команде, либо врут, либо гении. В общем, всё сложно, нет простых решений.
И последний вопрос: почему ты работаешь на себя?
Мне нравится реализовывать свои проекты и ощущать себя свободной. В такой среде мне очень комфортно жить и развиваться.