Найти тему
Об аутизме изнутри

Захар и агрессия извне

Доброй ночи!

Если Вы давно читаете мои мысли здесь, то Вы знаете, что была у моего Захара агрессия: он щипал детей в садике, он царапал мои руки, мог кулачком стукнуть меня по руке. Но ребенок растет, ребенок работает - хочет он того или нет - над свои поведением, и все меняется. Что-то становится тяжелее, что-то легче, что-то проходит (бесследно здесь не напишешь, ибо с Захаром нет такой уверенности).

Мне нравится Захаркин класс и родители учащихся в нем ребят. С кем-то из взрослых мы сталкиваемся каждый день, с кем-то общаемся только в родительском чате и то косвенно, но люди все понимающие и настроены дружелюбно. А это для меня очень весомый аспект.

В этой статье я не хочу и не могу по этическим соображениям много писать о мальчике - однокласснике Захара, мальчике, проявляющем агрессию ко всем детям в классе, но я могу позволить себе порассуждать на тему более агрессивных детей с РАС и моего ребенка на их фоне.

Опять же, возвращаясь к тем почти что райским двум первым неделям учебы в школе, я не могу не поделиться с Вами своим страхом, связанным с тем, что мой сын, который, наверное, на самом деле немало знает для первоклашки, показался педагогам таким уж неплохим учеником в том числе и на фоне того самого мальчика с тем же диагнозом, но другими дефицитами.

Слышали бы Вы речь того мальчика! Видели бы Вы его общительность! Если честно, хотя я крайне негативно отношусь к обсуждению диагнозов посторонних людей, видя и слыша коммуникацию Захаркиного одноклассника, ни за что бы не сказала, что тут имеет место аутизм. Но мы же знаем, какой он разный, этот самый аутизм, в том числе, в отношении поведенческих нюансов.

Этот мальчик был мне знаком еще до школы и мама мальчика тоже. Я знала, что мальчишка разговорчивый и общительный, но со своими сложностями в поведении - здесь и убегание, и агрессия в сторону окружающих (щипание, кусание).

И дня со второго, третьего в школе Захарка мой подвергся той самой агрессии от одноклассника. Мой в классе сидел перед тем мальчиком, назовем его Тихоном. И Тихону очень нравилось щипать всех детей, включая Захарку, при этом в ответ получая эмоциональную реакцию. Здесь именно в том и дело, что мальчик не хотел делать больно, но как привлечь внимание к себе, а тем более увидеть в отношении себя ТАКУЮ реакцию, Тихон не знал и не умел.

Чуть позже одноклассник перестал задирать ребят, которые могли не обращать на его щипки внимания, и переключил свои силы на учеников, эмоциональное состояние которых было не настолько устойчивым. Вот и попали под раздачу мальчик, который очень часто плакал, и мое чудо, которое в силу своей гипертрофированной ранимости всегда дает сильную реакцию на агрессию в отношении него. Вплоть до последующей самоагрессии, но этому увеличившемуся в объемах явлению нужно отдельную главу посвящать.

Захар, какого цвета шапку тебе сшить? - Красную.- Ну лови) Котами попыталась прикрыть беспорядок на заднем фоне
Захар, какого цвета шапку тебе сшить? - Красную.- Ну лови) Котами попыталась прикрыть беспорядок на заднем фоне

Как бы Вы отреагировали на такое положение дел в отношении Вашего ребенка? Я могу расписать отношение к такому поведению аж с четырех сторон.

Сторона конфликта номер раз - мама Тихона. Все сводила на шутку, не помню, чтобы она извинялась за поведение сына, во всяком случае передо мной. Но мы вроде как "друзья по диагнозу", может, я и воспринималась ею как человек, все понимающий. Но по сути я таковым человеком и являлась.

Сторона два - педагоги. Тут сложнее все. Тьютор и учитель разрабатывали стратегии по распределению детей за партами, тьютор первое время практически полностью была занята Тихоном. Я с грустью уже вспомнила садик, в котором тьютор тоже большую часть времени проводила с более сложным ребенком. А мой? Опять мимо? После стольких заявлений в такое количество инстанций? Тьютор почти каждый день мне вкратце рассказывала, что Тихон с самого утра Захара нащипал, завёл, и Захар все оставшиеся уроки провел в дурном расположении духа.

Сторона три - родители одноклассников, кого обижал Тихон. Они молодцы, они многое принимают, еще больше готовы простить, но отношение мамы Тихона к сложившейся ситуации им не нравилось тоже. Когда мама Тихона жалобу на учителей написала, в которой говорилось о том, что педагоги не справляются, что (как я выяснила позже) педагоги больше времени проводят с моим сыном (с чего бы вдруг, непонятно мне по сей день), мы с одной девушкой всерьез обсуждали возможность написания встречного заявления о том, что нас-то, всех остальных родителей, педсостав полностью устраивает. А это действительно так. Свое мнение и свое отношение к учителям нашей школы я позже опишу. Спустя какое-то время необходимость во встречном заявлении вроде как отпала, но я его все-таки написала после разговора с учителями на консилиуме в конце первой четверти.

Ну, и я как сторона номер четыре. У меня не было абсолютно никакого негатива ни к Тихону, ни к его маме. Немного отталкивало ее отношение к педагогам, как, знаете, к обязанным заниматься с ее ребенком. Но это мой взгляд, я та еще наседка и знаю, что не все такие. Маме Тихона предложили помочь педагогам справиться с поведением ее сына и присутствовать какое-то время на уроках. Она отказалась! Отгадайте, почему я восклицательный знак поставила? Ага, потому что это идет в полнейший разрез с моим отношением к моему сыну и его сложностям в школе. Но на мои заходы "Может быть, я посижу рядом на уроках?" учителя мотивированно отвечали - нет необходимости, не надо. Но опять же, повторюсь, я никому не навязываю свое отношение к детям и школе. Возможно, мама Тихона, спрашивая, почему она должна сидеть с ребенком на уроках и выполнять чужую работу, когда ее работу учителя же не выполняют, - может, она и права? Но для меня нет. Не осуждаю, не испытываю к ней негативных эмоций, но отношение и подход к школе у нас с ней разные.

Так вот, первое время мы с Захаром, идя домой, обсуждали (ну, я говорила, он после моих вопросов вроде как соглашался), что на щипание Тихона Захар не будет обращать внимания или будет говорить "отстань, я с тобой не дружу". Не уверена на 100 процентов, что Захар выполнял инструкцию верно, но не помогало.

Когда мои мысли уже были об ответной агрессии Захарки в сторону Тихона, тьютор сама предложила мне попросить Захара дать однокласснику сдачи, да, непедагогично, но вдруг прокатит. Вдруг другой лом перебьет лом изначальный? Поговорила с Захаром, - не поменялось ничего, стало, пожалуй, только хуже. Теперь Тихон щипал и, будучи шустрее Захара, убегал, а мой, такой весь нежный и чувственный, бежал за Тихоном, вопя от обиды. И так могло происходить и на уроке.

Я попыталась вернуть сына на путь нереагирования на выходки Тихона, но, по-моему, Захар не смог уже просто сидеть и пытаться молчать.

Все завершилось очень даже неплохо - Тихону поставили своего рода ширму, отгораживающую его от других детей. И вроде как всё - не вижу, не брежу. Тихон стал тише и спокойнее. И тьютора царапать в кровь перестал.

Наверное, все равно чересчур много я про чужого ребенка тут написала, но иначе картина была бы неполная. А по большому счету, даже если мама Тихона прочитает этот текст, мне будет не стыдно. Ничего плохого я не изложила. Вроде бы)

Я, собственно, к чему это писала - к тому, что на фоне своего одноклассника Тихона Захар действительно первое время выглядел вполне презентабельно. Но я уже в начале сентября опасалась, что после выравнивания поведения Тихона мой Захар станет "самым слабым звеном". С волнением - ну это ж я - жду родительское собрание в конце декабря. Там, наверное, ясно станет все.

Любви Вам, заботы и тепла друг от друга. Ответственность - дело такое)