Найти тему
Михаил Титов

Что почитать? (7)

Итоги моего читательского года
Июль, 2022

Здесь у Мэтьюза и Моторова (по-своему) достойные вещи. 

1. Дмитрий Быков. Июнь

Быков - парадоксальный для меня писатель. Вроде бы хорошо пишет, а не читается. Которую вещь беру, отдаю должное стилю, языку, эрудиции, но в какой-то момент наваливается скука - и все: чтению конец.
Начало «Июня» порадовало: этакий филолого-политический роман предвоенных лет (речь о Великой Отечественной), ифлийцы (студенты знаменитого Института философии, литературы и истории), стихи, споры, любовь… Но чем дальше - тем скучнее, и вроде действие происходит, но как будто ходит кругами.
Вообще, «Июнь» - это три новеллы. Первая про отчисленного из ИФЛИ Мишу Гирцмана, которого однокурсница Валя обвинила в приставаниях, хотя там и намёка не было. Бедный Миша, пошедший в санитары, мечется между хорошей девочкой Лией, в которую влюблен, и Валей, которой хочет отомстить, но тоже любит (...странною любовью...) Об остальном ничего сказать не могу: не дошел.
Несколько цитат из Быкова. Удивительно, что многое как будто про нынешнее время. Хотя роман написан в 2015-2017-м.
Цитаты
...чуть надави - пойдут писать друг на друга подробнейшие, верноподданнейшие досье...
Развели тут цензуру, слова сказать нельзя...
...скоро правды не останется совсем, и я не знаю, что должно случиться, чтобы облетела вся эта шелуха и стало можно говорить правду.

2. Оуэн Мэтьюз. Грандиозные авантюры. Николай Резанов и мечта о русской Америке

Надо отдать должное британскому журналисту, он скрупулезно восстанавливает историю освоения русскими американского континента. Николай Резанов, конечно, здесь главный герой, но все ж таки не основной и не первый. Задолго до него и его тестя, купца Григория Шелехова, до Аляски в 1741 году дошел Витус Беринг. Потом туда за пушниной (тогдашней нефтью) потянулись купцы. Благодаря двум из них - все тому же Шелехову и Александру Баранову на островах Тихого океана появились русские поселения и была создана Российско-Американская компания. Екатерине, к слову, идея передать РАКу право монопольной торговли не очень нравилась, и при императрице вопрос присоединения американских земель так и не был решен. Прогресс начался при Павле. РАК приобрела официальный статус. На островах и вдоль побережья в начале 19 века появляются Новоархангельск, форт Росс, миссионерскую деятельность ведет Русская Православная Церковь. Валаамский монах Герман, обращавший в православие алеутов и индейцев, впоследствии был канонизирован.
Что касается Резанова, добавлю еще пару фактов. В кругосветку он отправился вместе с Крузенштерном, и весь долгий путь только и занимался тем, что решал вопрос, кто из них на корабле главный.
Должен был наладить сотрудничество с Японией, но из-за своего высокомерия не только не наладил, а только расстроил. Уязвленный приемом, спустя несколько лет чуть было не развязал с Японией войну.
Ну и наконец, совсем неоднозначна история помолвки Резанова с дочкой испанского губернатора Сан-Франциско - Консепсьон (Кончитой).

-2

3. Алексей Моторов. Шестая койка и другие истории из жизни Паровозова

Про Моторова и его героя Паровозова ничего не слышал и не знал, а, оказалось, что это уже третья книжка, написанная врачом-реаниматологом. И написанная неплохо. Как правило, такого рода заход в литературу (через пересказ занимательных историй, которых у каждого врача пруд пруди) на втором сборнике заканчивается, но тут хватило на третий. Я безо всякого осуждения говорю, тем более что это все-таки настоящие рассказы, а не просто пересказанные врачебные анекдоты.
Как пишет википедия о предыдущих двух, «автору удалось не скатиться к чистой развлекательности и сделать то, что принято называть литературой». В общем-то, и в этой «автору удалось не скатиться». «Шестая койка» не только о работе реанимационного отделения и жизни в 80-е, книга дополнена ещё рассказами о детстве. Так что тем, кто ностальгирует по советским 70-80-м, есть резон ее почитать.

-3

4. Мария Арбатова. Неделя на Манхэттене

- Да врет она. Был я в Америке. Все не так.
Это мягкий вариант реакции одного моего знакомого, когда я попытался пересказать ему книжку Марии Арбатовой. Честно говоря, меня самого содержание смутило. Не ожидал от главной феминистки страны, что она разнесет Соединенные Штаты на куски по всем позициям. Ни одного комплиментарного высказывания: сервис нулевой, еда безвкусная, улыбки фальшивые, дети на успокоительных, взрослые на антидепрессантах, медицина запредельно дорогая и т.д. и т.п. Причем на то, чтобы понять все это, автору хватило той самой недели на Манхэттене и статистики, собранной по СМИ.
Не знаю, пишутся ли так книги, когда для написания трех сотен страниц достаточно недельного визита на Книжную ярмарку в Нью-Йорк и массы справочного материала. Но подборка производит впечатление. Прежде всего тем, что видишь раздраженную и недовольную абсолютно всем женщину, разочаровавшуюся в том, что ее "хиппозная" молодость никак не бьется со взрослой американской действительностью.
PS
Кстати, по ходу "пьесы" в романе отчасти и Израилю досталось. Арбатова - еврейка по матери, но соплеменников не пожалела. Как она пишет, "уважая подвижничество родственников, участвовавших в создании проекта под названием «Израиль», я не обнаружила в нём для себя «ни почвы, ни судьбы», потому что не нашла там «моих евреев» – интеллигентов, книжников, очкариков, зануд, просветителей и бессребреников". Но надо отдать должное автору, читается она легко.

-4

5. Павел Басинский. Скрипач не нужен (роман с критикой)

Сборник из критических статей, литературных эссе и небольшой автобиографической повести. Очень странно, конечно, читать в 2022-м вещи, актуальность которых осталась в прошлом (книга вышла в 2014-м), хотя интересно, как за это время поменялось восприятие того или иного писательского имени.
Вот автор много хвалит
Валентина Распутина, Виктора Астафьева, Василия Белова, Владимира Маканина. Их кто-то читает сейчас? Хорошо, если помнят хотя бы фамилии…
Отмечает изданные только что (в 2013-м году) «
Теллурию» Сорокина и «Будущее» Глуховского. Проходится по Пелевину. У того к этому времени вышел уже одиннадцатый роман - «Бэтман Аполло», который (как и пять предыдущих) Басинский определил как бессюжетный текст с набором афоризмов. Кстати, Пелевин в свое время за критику отомстил, утопив в «Generation П» критика "Бесинского" натурально в сортире.
Честно говоря, сборник показался набором случайных вещей, сверстанных под одной обложкой для заполнения объема. Тут тебе и газетная публицистика, и критические статьи, и немного философских исследований, и выбивающиеся из ряда история про деда, погибшего в 1942-м в Крыму, и автобиографическая повесть
"Московский пленник" об учебе в Литинституте. На мой взгляд, это очень порочная практика, когда на волне популярности автора издательства начинают пускать в тираж все, что у писателя залежалось.
Но вот эти две вещи (про деда и "покорение" Москвы) все-таки отметил бы особо. Они интересны исторической фактурой. В эссе про деда Басинский цитирует его письма с фронта. Как факт отмечу, что с передовой можно было отправить семье, находящейся в тылу, зарплату и подарки (арбуз, отрез на платье). Ну а "Московский пленник", кроме автобиографии, еще и небольшой курс по истории литературы 90-х - начала 2000-х. Помните, к примеру, гремевшего в нулевые
Вячеслава Курицына? И где он сейчас?

"Скрипач не нужен", кстати, фраза из культового фильма "Кин-дза-дза".
- А Скрипач не нужен, родной. Он только лишнее топливо жрёт, - говорит герой Леонова.


Вот и думай теперь, что хотел этим названием сказать автор.

-5