Португальцы были первыми европейцами, начавшими полномасштабную заморскую экспансию. Революционные технологии кораблестроения: центральное расположение руля на киле корабля, использование латинских косых парусов, применение магнитного компаса и успехи в картографии, - позволили португальцам осуществлять дальние океанские плавания и основать долгоживущую колониальную империю. Она просуществовала почти шесть столетий, от захвата Сеуты в 1415 году (сейчас испанский автономный город в Гибралтарском проливе) до возвращения Макао Китаю в 1999 году.
Первые морские экспедиции проходили под патронажем португальского принца Генриха, впоследствии названного историками Мореплавателем (1394-1460), хотя сам он, как правило, не участвовал в плаваниях, а занимался организацией и финансированием. При Генрихе Мореплавателе были открыты: остров Мадейра (1419), Азорские острова (1427), острова Зеленого Мыса (Кабо-Верде) (1450-60), началась череда экспедиций на юг, вдоль африканского побережья. К 1460 году португальцы продвинулись на 4 тыс. км. от Лиссабона, добравшись до побережья современной Гвинеи-Бисау. В 1481 Диегу Кан открыл устье р. Конго, положив начало завоеванию побережья Анголы. В 1488 году Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды. Впервые со времен древних египтян была достигнута южная оконечность Африканского континента. В 1498 году Васко да Гама впервые морским путем достиг Индии, обогнув Африку. Начиналась эпоха португальского присутствия в Индийском океане.
“Мы пришли в поисках христиан и специй”, - так ответил Васко да Гама на вопрос тунисского купца о целях прибытия португальцев в индийский порт Каликут (современный Кожикоде). Торговля специями или пряностями в Европе была в то время монополизирована венецианцами, которые закупали ценный товар в Египте, доставляемый туда мусульманскими купцами Азии. Цель португальцев была амбициозная: монополизировать торговлю в Индийском океане, в том числе специями. Параллельно, будучи католиками, они пришли за не-христианскими душами.
Для осуществления своих планов португальцы стали захватывать порты в стратегически важных точках Индийского океана. Под их управлением за короткое время оказалось следующее:
Гоа в 1510, ставший столицей Португальской Индии, и Диу в 1535, порты на западном побережье Индии, позволявшие контролировать Арабское море; Коломбо в 1505 (укреплённый в 1518), порт на Цейлоне (Шри-Ланка), позволяющий контролировать доступ к источникам корицы; Малакка в 1511, порт на юге Малайского полуострова, расположенный в самой узкой точке Малаккского пролива, позволяющий контролировать морские пути из Китая в Индию; Молуккские острова в 1512, единственный в мире источник мускатного ореха и гвоздики; порт Ормуз в 1515, позволяющий контролировать вход в Персидский залив.
Кроме этого, в 1557 году португальцы получили разрешение на постройку постоянной базы на китайском побережье в Макао (Аомынь). В XVI веке японские пираты досаждали прибрежным портам и торговцам Минского Китая. В итоге китайское правительство в 1547 году закрыло прямую торговлю с Японией, открыв нишу для посредников. Таковыми стали португальцы, получив монопольное право на перевозку грузов между Макао и Нагасаки. Вместе с португальскими кораблями в Японию прибыли и католические миссионеры - иезуиты. На удивление, христианство нашло благодатную почву в Японии, как среди обычного населения, так и среди элит. Дошло до того, что порт Нагасаки был отдан под иезуитское управление, более того местные элиты нанимали иезуитов в качестве советников. Тем не менее, с центростремительными тенденциями в стране, необходимость в заграничном влиянии уменьшалась. С 1614 года начались официальные гонения на христиан, которых к тому времени насчитывалось около 300 тысяч. Христианство было запрещено как опасное для стабильности государства явление. Десятки тысяч христиан были убиты или заставлены отречься от веры. Для предотвращения попадания иностранных крамол в японское общество в 1639 году страна закрылась. Японцам, под страхом смерти, запрещено было как уезжать, так и въезжать в страну. Португальцы же изгонялись из страны.
На восточном побережье Африки португальцы тоже закрепились в некоторых местах. В 1508 году был построена крепость на острове Мозамбик, а потом и форты на близлежащих материковых территориях. Мозамбик стал перевалочной базой для португальского флота на пути из Индии в Европу. В 1752 эти территории были провозглашены колонией. Момбаса на восточном побережье Кении и построенный в 1596 году португальцами форт Иисус стал другим опорным пунктом португальцев и центром их операций в Восточной Африке.
Итак, к концу 16 века португальцам принадлежали десятки торговых факторий, разбросанных по акватории Индийского океана, защищённых крепостями и флотом. До прихода португальцев, торговые цепочки в Индийском океане были основаны вокруг автономных портовых городов на основе свободной торговли и экономической, не-военной, конкуренции. Португальцы хотели политизировать торговую сеть Индийского океана, установить монопольную систему, в которой Лиссабон контролирует Гоа, а Гоа контролирует торговлю и портовые города. Для этого вводилась система лицензий. Не разрешалось перевозить специи и оружие. Не-португальские участники торговли были обязаны выкупать специальное разрешение - лицензию на торговлю, для получения которой необходимо было зайти в порт, управляемый португальцами и заплатить налог. Выполнение этой системы контролировалось португальским военным флотом. Если торговое судно при проверке оказывалось без лицензии, то в лучшем случае товар изымался, в худшем, судно топилось.
Португальцы не могли полностью монополизировать давно основанную торговую сеть в Индийском океане, ключевыми игроками которой были мусульманские, индийские, малайские, китайские купцы. “Контрабанда” процветала, а для патрулирования всего Индийского океана у португальцев просто не было ресурсов. Тем не менее, частичных успехов они добились. Например, объёмы перца на египетском рынке, где закупались венецианцы, резко сократились на несколько десятилетий. Венецианская монополия на торговлю специями в Европе была сломана. Доходы от лицензий на торговлю превышали доходы от самой торговли в порту Гоа. Более того, португальский язык стал языком торговли, международным языком Индийского океана и сохранял этот статус до XIX века, пока не был смещён английским.
После военной и коммерческой экспансии последовала религиозная. Католические епархии были основаны в Мозамбике (1512), Гоа (1534), Кочине (1558), Малакке (1558), Макао (1575) и других торговых поселениях, контролируемых португальцами. Миссионеры пробовали нести католическую веру и на неподконтрольных португальцам территориях: Эфиопии (1555), Японии (1588), Вьетнаме (1659). Об успехах в Японии описано выше.
Монополии на торговлю в Индийском океане португальцы не достигли, но долгое время сохраняли монополию на восточный морской путь в Индию, поэтому с точки зрения европейца, на столетие, Индийский океан стал Португальским озером. Португальские колонии здесь представляли собой протяжённую цепочку крепостей и факторий на побережье, используемые как промежуточные базы при перевозки или покупки товаров. Вглубь территории португальцы не заходили, да и не смогли бы этого сделать. На суше у португальцев не было военно-экономического преимущества против государств того времени, примыкающих к побережью Индийского океана: Османской Турции, Персии, Могольской Индии, Минского Китая. Иначе дело обстояло в Атлантическом океане.
Вернёмся немного назад. В 1498 году Васко да Гама впервые морским путём достиг Индии, обогнув Африку. За шесть лет до этого, в 1492 году, итальянец Христофор Колумб на деньги испанского короля отправился в экспедицию на поиски западного пути в Индию. Он открыл Новый Свет, или Америку, но первоначально предполагалось что Колумб, как и португальцы, действительно достиг Индии, только приплыв с другой стороны. Назревал конфликт между португальским и испанским королевскими дворами по разделу сфер влияния. По Тордесильясскому договору 1494 года планета была поделена между Испанией и Португалией вдоль меридиана, проходящего в 2 тыс. км к западу от португальских островов Кабо-Верде (~47° з.д.). К востоку от него право на не-христианские земли застолбили португальцы, к западу — испанцы. Плывя в противоположных направления, охотясь за новыми землями, португальцы и испанцы должны были рано или поздно встретиться на другом полушарии планеты. Так и произошло на “Островах пряностей”. Молуккские острова (в Индонезии), известные как "Острова пряностей", были единственным источником таких специй как мускатный орех и гвоздика в Евразии. Испанцы и португальцы пытались найти морской путь к этим “золотым” островам. Португальцы сделали это первыми в 1512 году, приплыв с запада. Испанские корабли первой кругосветной экспедиции Магеллана-Элькано (1519-1522) нашли острова в 1521 году, приплыв с востока. Конфликт был снова неизбежен. В 1529 был подписан Сарагосский договор. Анти-меридиан прошел в 17° к востоку от Молуккских островов (~147° в.д.), которые Португалия выкупила у испанцев. Планета была окончательно поделена на два полушария. Почти весь Тихий океан и Америка отходили Испании, а Азия с Африкой и Индийский океан — Португалии.
Разделительная линия Тордесильясского договора 1494 прошла через южноамериканский континент. Португальская эскадра Педро Кабрала в 1500 году, будучи на пути в Индию, достигла берегов Южной Америки. Здесь португальцы не нашли золото, но главной статьёй экспорта будущей колонии стало… дерево, содержащее ценный краситель. Дерево называлось “пау-бразил”. Открытые земли стали называть Землей Дерева Бразил, позже — просто Бразилией. Сальвадор, основанный в 1549 году, стал столицей колониальной Бразилии до 1763 года, когда столица была перенесена в Рио-де-Жанейро. Американские индейцы Бразилии не представляли собой значащей военной силы против португальцев, поэтому в отличие от азиатских колоний, португальцы проникли глубоко вглубь материка. В 1530-х они стали ввозить рабов из своей африканской колонии в Анголе. Импорт рабов ускорился в 1550-х с началом выращивания сахарного тростника. Португальская Бразилия вообще лидировала по количеству ввезённых рабов. Подсчитано, что за время существования европейской работорговли (1519-1867) в Бразилию было ввезено 38.5% из всех вывезенных из Африки рабов. Для сравнения, ближайший “конкурент” — британские колонии в Вест-Индии — 18,4%.
Со временем португальцы продвинулись за демаркационную линию Тордесильясского договора. Это привело к территориальным спорам и военным столкновениям с испанцами. Договоры в Сан-Ильдефонсо (1777) и Эль-Пардо (1778) отменяли Тордесильясское и Сарагосское соглашения. Испания передавала Португалии спорные территории в Бразилии. Португалия, в обмен, уступала испанцам территории в западной Африке, ставшие Испанской Гвинеей (современная Экваториальная Гвинея). Договоры 1777-78 годов в общих чертах определили современные границы Бразилии, которые только слегка ретушировались последующими договорами. Интересно, что после захвата Лиссабона Наполеоном, португальский королевский двор переехал в Бразилию. С 1815 по 1822 существовало Соединенное королевство Португалии, Бразилии и Алгарве со столицей в Рио-де-Жанейро. Это единственный случай в истории, когда европейская метрополия управлялась из колонии. В 1822 Бразилия провозгласила независимость от Португалии, став Бразильской Империей до образования республики в 1889 году. Бразилия является единственной страной в Америке, где официальным языком является португальский.
В 1580 в результате династического кризиса на португальский трон сел испанский король. Началась эпоха Иберийской унии (1580-1640), которая ознаменовала начало распада португальской колониальной империи. Большинство португальских территорий были захвачены новыми европейцами, пришедшими в Азию, голландцами. В итоге, к середине XVII века от былого величия в Индийском океане у Португалии остались только китайский Макао, восточный Тимор в Индонезии, несколько портов в Индии, включая Гоа, и африканский Мозамбик. Правда, эти колонии Португалия сохранила до XX века.
Колониальное присутствие португальцев в Африке сводилось к нескольким территориям, разбросанным по западному и восточному побережью континента. Колонии на западном, атлантическом побережье, служили источником рабов для португальской Бразилии и европейских американский колоний. Гвинея-Бисау (1588-1974), Эльмина на территории современной Ганы (1482-1637), Экваториальная Гвинея (1472-1778) и особенно Ангола (1484-1974) — были главными экспортёрами живого товара времён европейской работорговли. Из Анголы за 300 лет было вывезено около 5 млн. рабов, в основном в Бразилию.
Колонии на восточном побережье континента: Момбаса (1593-1698), Занзибар (1504-1698), Мозамбик (1508-1974) — обслуживали интересы Португальской Индии. Самой важной колонией был Мозамбик, служивший перевалочной базой для португальского флота.
С потерей Бразилии, португальская колониальная империя просуществовала практически в неизменном виде до середины XX века. Годы после второй мировой войны стали началом распада колониального порядка в мире. В 1951 году португальские колонии получили статус заморских провинций. К тому времени их осталось немного: Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и острова Сан-Томе и Принсипи в Африке; Гоа, Даман и Диу в Индии; Макао в Китае; Восточный Тимор в Индонезии; ряд островов в Атлантике.
В 1961 году Португалия потеряла Гоа, Даман и Диу, когда независимая от британцев Индия ввела войска и аннексировала португальские владения.
В 1960-х африканский континент резко проснулся с желанием свободы. Колонии европейских государств одна за другой получали независимость. Португалия дольше других не отпускала свои колонии, в итоге там началась вооружённая борьба за независимость: в Анголе с 1961, Мозамбике в 1964, в Гвинея-Бисау с 1963. Особенно зверствовали колониальные войска в Анголе, где около 75 тыс. гражданских было убито. Все резко закончилось в 1974 году, когда в Португалии произошла Апрельская революция и новое правительство предоставило независимость всем португальским колониям.
В 1999 году Макао (Аомынь) был передан Китаю.
В 2002 году была юридически признана независимость Восточного Тимора (независим с 1975 года, но был оккупирован Индонезией до 1999 года)
Сегодня за Португалией остались лишь Азорские острова и остров Мадейра. Теперь это два автономных региона в составе Португалии. Правда, это самые старые приобретения, с которых и начиналась империя еще при Генрихе Мореплавателе шесть столетий тому назад.
Своего рода наследием колониального прошлого Португалии является Сообщество португалоязычных стран (Comunidade dos Países de Língua Portuguesa) или Лузофония (Lusofonia) — международная организация государств, в которых португальский язык имеет статус государственного. Целями организации являются продвижение португальского языка и развитие социокультурных связей между странами-участниками. В 2005 году Сообщество провозгласило 5 мая международным Днем португальского языка, на котором говорят около 270 млн. человек в мире. В организацию входят 9 стран и десятки государств являются ассоциированными наблюдателями. Членами организации являются: Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик, Гвинея Бисау, Экваториальная Гвинея, Восточный Тимор, Кабо-Верде, Сан-Томе.
В следующей части расскажу об испанской колониальной империи.
Если понравилась статья — ставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал.
Последующие части серии о европейских колониальных империях можете найти на моем канале или по следующим ссылкам: Великобритания: начало ; Великобритания: расцвет и закат ; Франция ; Нидерланды ; Испания.
Источники:
Alpers E.A. The Indian ocean in world history. Oxford University Press, 2014
Beckwith C.I. Empires of the silk road. A history of Central Asia from the bronze age to the present. Princeton University Press, 2009
Matsuda M.K. Pacific worlds. A history of seas, peoples, and cultures. Cambridge University Press, 2012
Ostler N. Empire of the word. A language history of the world. Harper Collins, 2005
Pearson M. The Indian ocean. Routledge, 2003
https://archive.aramcoworld.com/issue/200504/the.coming.of.the.portuguese.htm