Найти тему
Сосмыслом

Оставшееся за кадром рассказа о выставке «Терракотовая армия»: «крадущийся тигр» как приказ, странные деньги, галерея китайских модниц и мод

Нередко при публикации статьи о каком-то событии, путешествии, мероприятии остаётся немало фотографий или фактов, которые были не полностью использованы. А они интересны и хочется ими поделиться.

Вот и по выставке «Терракотовая армия», о которой рассказывалось в предшествующей статье, осталось кое-что, что хочется вам предъявить. Во всяком случае для тех, кто интересуется историей вообще, и Древнего Китая, в частности.

В подземных камерах могильного комплекса Первого императора объединённого Китая Цинь Шихуанди, где были обнаружены терракотовые воины, было найдено и много предметов повседневного обихода и общественной жизни империи Цинь.

Вот, например, китайские монеты. На фото с выставки ниже, правда, представлены монеты периода Хань, т.е. более позднего, после периода Цинь. Но они, скорее всего, не очень отличались, поскольку Шихуанди были введены единые деньги на всей территории империи, сохранённые и после его смерти. Интересно, как можно было носить такие громоздкие железяки и ими расплачиваться?

Но в этот период открывается Великий шёлковый путь, который расширил торговые и культурные связи Китая с другими странами, и введение единой денежной системы было необходимо. Действительно, не раковинами же каури расплачиваться, например, с персидскими или индийскими торговцами? А именно эти раковины и являлись денежным эквивалентом до введения металлических денег.

А этот бронзовый «крадущийся тигр» был не чем иным, как эквивалентом письменного приказа, который отправлялся правителями различных китайских государств (до их объединения) своим военачальникам.

-2

У командира была одна часть тигра, а посланник привозил другую, инкрустированную письменами. Эти половинки были устроены так, что их можно было собрать как пазл. Если они сошлись друг с другом, значит, тот, кто владел первой половиной, имел полномочия получить это «письмо» и был обязан выполнить полученный указ неукоснительно.

В китайской мифологии тигр символизирует доблесть и мужество, поэтому для передачи военных приказов и был выбран этот зверь. Изначально такие фигурки выполнялись из нефрита (камень китайских императоров), что и позволяло сразу определить, что указ исходит от повелителя. Но, видимо, это было дорого, потому что впоследствии нефрит был заменён бронзой.

А сейчас посмотрим на галерею образцов одежды периода Цинь.

-3

Император Шихуанди унифицировал не только системы мер и весов или денег. Но и то, что касалось социальной жизни китайского общества, языка, на котором оно должно было говорить.

Каждому общественному сословию, как в армии, опередялся единый стиль одежды, как, можно сказать, форма. В целом, покрой одежды был схож как для знати или госслужащих, так и для простолюдинов. Отличием являлись ткани, из которых шилось подобие халатов с запахом.

Вот костюмы простолюдинов, выполненные без всяких затей: блузы с запахом, штаны или присборенная юбка для женщин, перехваченная поясом на талии. Для физической работы одежда должна была быть удобной.

-4

Возможность носить длинную одежду означало и повышение статуса её владельца, не обременённого тяжёлым физическим трудов. Как у этой дамы в синем халате, обшитом кантом контрастного цвета. Здесь ещё нет роскоши дорогих тканей, но длина одеяния, широкие рукава свидетельствуют о более высоком положении обладателя такой одежды.

-5

Даже эта дворцовая служащая носит белый халат с широкими рукавами, что говорит о чистой работе, которую она выполняла.

-6

Конечно, у знатных особ эти одеяния могли украшаться вышивкой, цветными вставками из дорогой ткани, аппликациями и проч.

-7

Костюм чиновника, госслужащего не должен был быть ярким, чтобы не отвлекать от государственных дел. Но шился из дорогой ткани, мог иметь дорогую вышивку и неброские украшения, возможно, имеющими определённый смысл, например, определяя ранг чиновника.

-8

А вот обратите внимание на башмаки этого знатного мужчины. Видите, какие у них загнутые носки? Это делалось специально, чтобы не наступать на полы длинных халатов. Конечно, такую дорогую обувь могли позволить себе только знатные люди. Соответственно, она была не только функциональной, но и подчёркивала статус её носителя.

-9

Ну и посмотрим на фигуру императора. Здесь и дорогой шёлковый халат с разноцветной окантовкой, и широкие рукава с соответствующей статусу вышивкой, и башмаки с выступами, и головной убор с «занавесочкой» из бусин, которая отделяла простых смертных от лика божественного императора.

-10

Понравился рассказ? Тогда жмите лайк. Будем рады Вашим комментариям.

Будем рады подписке на наш канал, можно и взаимно.