13-го декпбря День Святого Апостола Андрея Первозванного, который считается небесным покровителем русских моряков и особенно почитаем в православной церкви. Конечно, для каждого моряка этот день вдвойне особенный и сегодня хотелось бы вспомнить славных русских флотоводцев, среди которых первейшее место занимает Александр Васильевич Колчак.
В наше время адмирала Колчака помнят в основном как предводителя Белого Движения, но был одним из самых талантливых флотоводцев старой Европы и одним из самых молодых адмиралов за всю историю русского флота, а также самым молодым командующим флотом в Первую Мировую войну (среди всех воюющих стран). Сам император Николай Второй в обход правил старшинства произвел его в чин вице-адмирала и поручил командование Черноморским флотом с целью взятия Константинополя с его проливами. Безусловно, Колчак был способен выполнить этот приказ, но все обрушил февральский переворот. Однако даже в дни всеобщего падения Александр Васильевич продолжал служить растерзанной Родине, он без тени сомнения взошел на свою Голгофу и обрел бессмертие.
Помимо адмирала Колчака особенно внимание заслуживают флотоводцы Михаил Александрович Кедров, Михаил Андреевич Беренс и Георгий Карлович Старк. Все трое были героями русско-японской войны и Первой Мировой войны, а затем сыграли важную роль в истории Белого Движения.
Незадолго до Русского исхода барон Врангель назначил контр-адмирала Кедрова командующим Черноморским флотом и поручил ему подготовку эвакуации из Крыма. Задача была выполнена блестяще и в середине ноябре порядка 150 тысяч человек было вывезено под носом у большевиков. За этот подвиг Михаил Александрович получил чин вице-адмирала, но оставаться во главе флота не стал и вышел в отставку. Оставшуюся часть своей жизни он провел в Париже, где получил специальность инженера и занимал строительством мостов. Скончался боевой адмирал 29-го октября 1945-го года и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Преемником адмирала Кедрова на посту командующего последним русским флотом стал контр-адмирал Михаил Андреевич Беренс. По своему происхождению он был немцем, но при этом являлся настоящим русским человеком и патритом в правильном понимании этого слова. На его плечи лег самый тяжелый груз, когда ему пришлось вместо ратных подвигов нести крест ответственности за своих моряков и их семьи на чужбине. Тем временем большевики хотели вернуть корабли и расправиться над белыми моряками, а союзники в свою очередь желали побыстрее избавиться от русского флота.
Стояние в Бизерте продлилось в течении четырех лет и завершилось вместе с признанием Францией советского режима, после чего был спущен русский Андреевский флаг и команды кораблей сошли на берег. При этом некоторые моряки открыли кингстоны, чтобы их корабль не передали красным. Затем эти молодые офицеры перерезали себе вены во избежания выдачи в СССР, но были все же спасены и остались на Западе. Сам адмирал сделал все для устройства своих людей на чужбине, после чего остался жить в Тунисе, он отказался получать французский паспорт и лишился возможности найти хорошую работу. Михаил Андреевич умер в 20-го января 1943-го года Тунисе и был там же похоронен.
До конца своих дней Михаил Андреевич Беренс жил с тяжелой личной трагедией. Его брат Евгений Андреевич Беренс предал Андреевский флаг и пошел служить большевикам. Именно его красные послали в Тунис для контактов с французами относительно передачи русских кораблей. Узнав об этом, Михаил Андреевич уехал в город и не возвращался до отъезда брата. Доблестному русскому адмиралу было не о чем говорить с предателем.
Что касается многократно упоминаемого мною в этом году контр-адмирала Георгия Карловича Старка, то главным его подвигом стала морская эвакуация Сибирской флотилии, которая вывезла из Владивостока 100 лет назад свыше десяти тысяч человек. Последний поход русских моряков под Андреевским флагом продолжался 3 месяца и завершился 26-го января прибытием на Филиппины. Стоит отметить, что многие корабли были изначально не исправны и только Божье чудо помогло героической флотилии Старка помогло преодалеть этот путь. Сам Георгий Карлович последним покинул место стоянки в филиппинском порту и остаток жизни провел во Франции. Он старался держаться подальше от политической деятельности, но в последние годы жизни все же возглавлял Всезарубежного объединения русских морских офицеров. Георгий Карлович умер 2-го марта 1950-го года и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Царствие небесное и вечная память доблестным русским морякам, которые были верны до последнего вздоха!
Руководитель культурно-исторического проекта "Забытая Россия" Денис Романов.