Вы, наверное, читали, какой ажиотаж в мире вызвал запуск в СССР первого искусственного спутника Земли? А знаете о «журналистском расследовании» журнала «Лайф», последовавшем за этим?
За что нам это?!
Запуск советского спутника американцы сочли национальным унижением и стали анализировать, как такое могло произойти. В СМИ начались дискуссии о качестве образования в США и СССР. Заговорили о кризисе американской школы:
Зарплата учителей нищенская, хотя некоторые и этой не заслуживают. Классы переполнены. Школа заботится о желудках учеников, кормя их завтраками, а до умов дела никому нет. Возимся с бездарями и не обращаем никакого внимания на одаренных детей. Федеральной школьной программы не существует – набор изучаемых предметов всюду разный.
Одним словом, было решено посмотреть, как с этим делом обстоит в СССР.
«Подопытные кролики»
Идея состояла в том, что сотрудники «Лайф» будут целый месяц наблюдать за американским и советским старшеклассниками и сравнят результаты. 16-летний Стивен Лапекас из Чикаго, считавшийся лидером в своей школе, прошел открытый конкурс – его выбрали из 700 кандидатов.
Как выбирали Алексея Куцкова не знает никто. Он учился в хорошей московской школе, как большинство его сверстников, был сыном погибшего фронтовика, занимался музыкой и спортом, учился отлично:
Школьный директор сказала мне, что месяц за мной будут наблюдать американцы, которые хотят узнать больше о жизни советских школьников. Особо на «защите чести Родины» не педалировала, просто попросила постараться. Я старался
Месяц под надзором
Алексей на запомнил, как звали двух корреспондентов, которые вместе с переводчиком сопровождали его весь февраль 58-го. Неформальных отношений не возникло: разница в возрасте, плюс, очевидно, обе стороны получили инструктаж. Он вспоминал:
Высокие люди в хороших костюмах и галстуках выглядели для меня как настоящие джентльмены – по крайне мере, именно так я себе джентльменов и представлял. Они были дотошными, но все же тактичными: домой я их не приглашал, у нас болел дедушка, и, хотя они сокрушались по этому поводу, но не настаивали
Все остальное время журналисты от Алексея не отходили: сидели на уроках, потом шли на тренировки, в музыкальную школу, на все мероприятия, которые он посещал. Американцы удивлялись, с каким усердием учится Алексей, как много предметов он изучает, и как глубоко в них погружается. С неудовлетворением они признали: более 50% времени Алексей учил технические науки.
О том, что у него был «близнец по эксперименту» за океаном Алексей узнал, только когда ему прислали экземпляр журнала со статьей.
Обидные для обоих результаты
Результат «расследования» оказался для США неутешительным. Алексей существенно опережал Стивена по умственному развитию. Плюс демонстрировал более высокий уровень сознательности и целеустремленности. Например, отмечали интересный факт – в советской школе требовали читать русских классиков целиком, в США – школьники ограничивались лишь рецензиями на литературные произведения. Хвалили советскую программу в области технических наук, спорта и внеклассного образования. Алексей вечно пропадал на волейболе и 6 раз в неделю в музыкальной школе.
Бедняга Стивен был ославлен на всю Америку, как легкомысленный «танцор», уделяющий мало внимания учебе. Как оказалось, он много проводил времени с друзьями, а учился весьма посредственно. Один плюс – много спорта – плавание по 5-6 раз в неделю.
Алексей же обиделся на неявную пропагандистскую подтасовку:
Во время съемок на обложку меня нарочно поставили так, чтобы солнце светило в глаза. Я сощурился, вид у меня получился насупленный, агрессивный… Контраст с обаятельно улыбающимся Стивеном был не в мою пользу.
Жизнь после эксперимента
Любопытно, что биографии двух людей впоследствии оказались схожими. Оба окончили вузы, связали свою жизнь с авиацией. Алексей какое-то время входил в отряд космонавтов. Работал заместителем гендиректора «Норильских авиалиний». Стивен служил летчиком во Вьетнаме, 30 лет работал в гражданской авиации. Оказавшись в США, Алексей Куцков отыскал своего давнего «собрата по эксперименту», но Стивен от встречи отказался. Журналистов Стивен Лапекас тоже старательно избегал.
Та статья запустила реформу среднего образования в США. Увеличили финансирование школ, создали систему стипендий для одаренных учеников, стали следить за подбором изучаемых предметов. То есть, переняли преимущества советской школьной системы. Мы же, похоже, поступили с точностью до наоборот, заимствовав у американской школы все самое худшее… Вы согласны?